Куропатам суета противопоказана

Недавно несколько газет, пражская студия "Радио "Свобода" опубликовали и озвучили "открытое заявление общественности" к руководству страны и ряду международных организаций с требованием "надлежащим образом почтить память жертв сталинских репрессий".
Недавно несколько газет, пражская студия "Радио "Свобода" опубликовали и озвучили "открытое заявление общественности" к руководству страны и ряду международных организаций с требованием "надлежащим образом почтить память жертв сталинских репрессий". Заявление подписали более 200 граждан, представляющих, как сказано, "демократические общественные организации". Этот документ поступил и в нашу редакцию. Однако публиковать его мы не спешили. Дело не только в том, что материал чересчур ультимативен и написан в таком конфронтационном стиле, будто "общественность" обращается не к своему правительству, а к руководству государства, с которым началась война.

Словом, обычное для наших нравов проявление той политической культуры, которая вызывает порой досаду...

Примечательно также, что бумагу эту подписали преимущественно жители Гродно. Значит ли это, что в Гродно все так гармонично по линии: власть - сохранение исторических памятников? Или просто в Гродно традиция писать и подписывать коллективные письма выражается сильнее, чем в других регионах?

Но все это, конечно, частности.

Главное в другом. Почему опять резко обострилась проблема Куропат? Действительно что-то случилось нехорошее или трагический символ опять корыстно используется в качестве "информационного повода"? Может быть, действительно пора угомониться всем? И "белым", и "красным", и "патриотам" всех оттенков... Хватит ворошить прах и "приватизировать" кладбище для своих маленьких политических нужд. Как известно, недавно власть пресекла попытку неких оборотистых деятелей начать застройку элитных коттеджей в непосредственной близости от мест, где покоятся останки жертв тоталитаризма 30-х годов. Не будут там строиться и культовые сооружения. И в этом тоже есть глубокий смысл. Пора честно ответить на один деликатный вопрос. Те, кто самозабвенно, с юношеским энтузиазмом, ставят вдоль дорог кресты, - берут на душу немалую ответственность. В Куропатах ведь похоронены, судя по серьезным данным, люди по убеждениям и отношению к религии очень разные. И православные, и католики, и евреи. И крупные коммунистические руководители-атеисты, и работники НКВД, вряд ли при жизни желавшие, чтобы над их прахом красовались кресты. Логичнее здесь были бы звезды... Но уместны ли?.. Словом, все это очень сложное дело, требующее огромной деликатности, и если в начале 90-х у общественности были настроения очень боевые и острые, то сегодня пора бы всем успокоиться и понять: топот погосту противопоказан.

Наш корреспондент встретился с Майей Тодаровной Кляшторной, научным руководителем мемориальной зоны "Куропаты".

Майя Тодаровна прочитала текст "заявления" и сказала

: - Я не знаю, что это за организации и с какой целью написано их обращение. Но я огорчена. Опять политика, опять громкие слова.

По словам Майи Кляшторной, долгое время она занималась научными проблемами, связанными с Куропатами, ей почти никто не помогал. Да и не просила она помощи. Даже в прессу не обращалась, потому что знала: дело деликатное, и не каждый корреспондент сумеет разобраться в нем. Попусту же нагнетать беспокойство не следует.

Майю Тодаровну, как она считает, назначили научным руководителем мемориала неожиданно для нее самой. Она много лет проработала в институте "Белпромпроект", не на словах знает, что такое строительное дело. В свое время имела отношение к строительству Минской кольцевой автодороги (МКАД). Было это в 60-е годы.

- Тогда мы, конечно, не знали о трагедии Куропат. Поэтому, когда нам в 60-е годы стало известно, что из того места, где прошла МКАД, вывезли три самосвала костей, то решили: "Наверное, немцы расстреляли". Такое было тогда представление. Мы, дети репрессированных в сталинское время родителей, не знали правды о Куропатах...

Госпожа Майя - дочь известного поэта Тодара Кляшторного. Это был один из лучших литераторов советской Белоруссии конца 20-х - начала 30-х годов. В начале этого года отмечалось его 100-летие. Кляшторный, как и десятки других писателей, был расстрелян в 1937 году. Его дочь предполагает, что, возможно, в Куропатах...

Научным руководителем мемориала Майя Тодаровна была назначена научно-методическим советом департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры в символическую для нее дату - 11 марта 2002 года, в день рождения отца.

...Куропаты встретили нас тишиной, чуть пожелтевшей августовской травой.

Моя собеседница знает здесь каждый кустик, каждый камешек...

- Майя Тодаровна, так какие недоразумения существуют сегодня вокруг Куропат? Рядом город, дорога, конечно, мешает, шум от проезжающих машин не дает сосредоточиться. Это понятно. А что еще?

- Дорогу, кстати, можно было перенести в другое место, построить ее в обход Куропат. Этот проект был бы в 2 - 2,5 раза дороже, но ведь мы строим не на один день - могли пойти и на такие расходы. Очень сожалею, что было принято другое решение. Но сейчас уже не в дороге проблема. Что сделано, то сделано. Вообще, ситуация ныне достаточно спокойная. Правда, появились было проекты строительства православного подворья и коттеджного поселка фирмой "Вигеврострой". Но здравый смысл возобладал. Да и власть вмешалась. Еще в конце апреля было принято решение Минского облисполкома о прекращении строительства. Правда, сразу же после этого решения строительство... ускорилось, но в конце концов как незаконное было остановлено. Теперь все убрано, поле, где была стройплощадка, рекультивировано, осталось вывезти бетонные плиты. Почти готово решение насчет параметров охранной зоны. Куропатам, по моему мнению, в ближайшее время ничего не угрожает. Сейчас главный вопрос - где пройдет линия охранной зоны.

- Рассматривается ли создание мемориального комплекса?

- Нет. Сейчас эти земли должны быть законсервированы, приведены в порядок. Охранное законодательство определяет, что там не должно быть никаких новых построек. Проект охранной зоны готовит "Белпроектреставрация", заказчиком выступает Белорусская ассоциация жертв политических репрессий. Но почти все делается бескорыстно, ведь у ассоциации денег нет... Спонсоры не объявляются. Ни наши, ни иностранные... Однако говорить о создании в Куропатах какого-либо мемориального комплекса пока рано. Жаль, что некоторые деятели, не понимая сложности вопроса, только и твердят: даешь мемориал! Дело-то серьезное! Сначала должно быть постановление Совета Министров, а потом следует объявить конкурс, возможно, международный. Все надо делать разумно и спокойно, и власти, между прочим, на сегодняшний день поступают пока рассудительно. Кстати, по моему мнению, мемориал должен появиться не в самом урочище, а на том поле, которое примыкает к Куропатам. Оно входит в охранную зону, и в будущем, возможно, там и следовало бы соорудить мемориал, музей, информационный центр и т.д. Но, повторюсь, это не задача дня сегодняшнего.

- А что необходимо сделать в настоящий момент?

- Во-первых, не нужно топтаться по Куропатам. Ведь территория эта не до конца обследована - и мы ходим по костям! Зону захоронений надо обнести забором. Необходимы милицейские патрули, ведь это кладбище - и охранять его надлежит так же, как и другие места захоронений. А ведь до сих пор окрестные жители приходят туда на пикники... Кстати, когда рядом "Вигеврострой" пытался сооружать свои коттеджи, в газете "Ва-банкъ" была реклама, в которой Куропаты назывались "экологически чистым лесом"! Дескать, будет, где отдохнуть! Кощунство!

- Почему до сих пор находятся люди, которые время от времени нагнетают вокруг Куропат настоящий ажиотаж?

- Многие, уверена, не имеют злого умысла. Просто от незнания. Более того: у многих - очень благородные порывы. Жаль, что есть и те, кто только пишет "заявления" и много говорит. Не нужны здесь лишние разговоры. Необходима реальная помощь. Каждую субботу, например, в Куропатах проводит "талаку" группа энтузиастов из КХП. Люди сами приходят и делают то, чего никто, кроме них, не сделает: выкашивают траву, вырубают заросли кустов, ведь у хозяина участка - лесхоза - наверное, на это нет сил. Так что "мемориализация Куропат" уже происходит, народная мемориализация. Я прихожу сюда каждую субботу, встречаю людей. Они здороваются и дальше продолжают работать. Не за деньги, не за гранты, а по совести. Я ведь также никакой зарплаты не получаю. Меня эта жертвенность добрых людей трогает до глубины души - я перед сном всегда молюсь за них. А те, кто только пишет протесты да заседает, пусть лучше придут и помогут ухаживать за этим местом. Все остальное - дело специалистов. Куропаты - это памятник, который должен спокойно жить.

Фото Виктора ДРАЧЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter