Курица без риска

Быль о «золотом» яичке
Быль о «золотом» яичке

— Ух ты, моя хорошая, — бодренькая бабуля поднесла молоденькую несушку к лицу. Может, просто попристальнее рассмотреть хотела — уже уставшими от возраста и плохо видящими глазами. Но казалось, еще чуть–чуть и расцелует понравившуюся хохлатку. Курица же косила глазом и как бы улыбалась новой хозяйке: мол, не смотри, что я такая маленькая, яйцами тебя завалю — хоть глазуньи делай с утра до вечера, хоть омлеты.

Это раньше птицеводы, если хотели купить десяток–другой кур, запросто могли отправиться на птичий рынок и выбрать там хоть пеструшек, хоть беляночек. Но с тех пор как в стране заговорили о потенциальной угрозе «птичьего гриппа», птицу запретили продавать на рынках. Предосторожность не лишняя: вспомним, что, к примеру, на московском рынке «Садовод» торговали курами, зараженными вирусом H5N1. Но что делать жителям частного сектора, желающим каждый день иметь теплое — только–только из–под Рябы — яйцо? Скажем, у жителей Могилевщины в этом случае дорога одна — на Приднепровскую птицефабрику, которая километрах в 10 от Могилева. Это единственное предприятие в области, где можно обзавестись домашней птицей.

Трижды в неделю у проходной птицефабрики собираются очереди желающих пополнить свое хозяйство курами. В основном за птицей едут из Могилевского района. Но можно встретить и жителей других регионов Могилевщины.

— Я из Кричева приехала, — рассказала мне покупательница Нина Константиновна. — Долго думала–гадала: стоит ли за 100 километров отправляться за несушками. Но потом решила рискнуть. Говорят, куры здесь уж больно хорошие...

— Да не сомневайся, покупай смело, — перебила мою собеседницу энергичная женщина, еще несколько секунд рассуждавшая о преимуществах одной разновидности несушек перед другой. — Мне дочка в прошлом году привезла пяток кур. Я посмотрела и расстроилась: хохлатки маленькие, с ладонь величиной — плюнуть не на что. А оказались чемпионами по яйценоскости по сравнению с теми пеструшками, что у меня до этого были. Это какая–то голландская порода.

Раньше за один день торгов птицефабрика продавала больше тысячи кур. Сейчас эта цифра раза в три меньше. Далеко не каждый может позволить себе отдать 15 тысяч рублей за молоденькую курочку. (Та, что уже год неслась, стоит в два раза дешевле.) Плюс расходы на зерно, комбикорма и т.д. и т.п. — яйцо «золотым» может получиться. Тем не менее спрос есть — некоторые приезжают за несколько часов до начала торговли: чтобы быть первыми в очереди и гарантированно отправиться домой с живой покупкой.

— Зря люди так волнуются, — улыбается директор птицефабрики Олег Каштанов. — Будь в том нужда, мы смогли бы обеспечить птицей всех частников Беларуси, продав миллион кур.

— А что ж тогда не отправляете машины с товаром по городам и весям? — спрашиваю руководителя. — И вам выгодно было бы: больше денег можно заработать. Да и для сельчан процесс приобретения птицы намного упростился бы...

— Ужесточились правила торговли крылатым товаром, — разводит руками Олег Алексеевич, — и каждое место, где мы могли бы продавать несушек, нужно долго согласовывать с ветеринарными и санитарными службами. В принципе, если бы дело ограничивалось только этим — тогда ладно. Но если вдруг всех кур у нас не купят? По правилам птицы не могут возвращаться на фабрику, чтобы не стать потенциальными разносчиками заразы. Их придется забить...

То–то купленные пеструшки и беляночки с благодарностью своими маленькими хитрыми глазками смотрели на новых хозяев! Как будто знали, что их недолгий куриный век еще не закончен.

Пообщавшись с птицеводами, я, признаться, тоже купил себе (понадеявшись на рекомендацию продавца) десяток кур — пусть дочка ест исключительно свежие яйца. Этот диетический продукт я получил... еще не доехав до дома. Может, это порода такая оказалась, а может, просто от страха, но хохлатки начали нестись практически сразу же — в багажнике автомобиля...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter