Курбан-байрам. М-м-м!

Как этот мусульманский праздник отмечают белорусские татары

Как его празднуют белорусские татары, узнавала корреспондент «Р»

Курбан-байрам совпадает с днем завершения паломничества к главным святыням ислама в Саудовской Аравии, в Мекке и Медине. В этот день во всех мечетях и мусульманских молельных домах состоялись торжественные молебны и праздничные проповеди (хутбы). За день до праздника я отправилась в город Ивье, куда обычно съезжаются многие верующие.

О знаменитых татарских пирогах знают все жители Ивья. Секреты их приготовления передаются из поколения в поколение. Меня учила печь пироги Аминя Мухарская.

— Для начала нужно замесить тесто и дать ему подойти, — открывает секреты хозяйка. — За это время мы подготовим начинки.

Примерно через час изумительные запахи наполнили дом — пироги готовы. Румяных и ароматных красавцев осторожно достали и оставили остывать. К ним еще обычно варят компот и полевку, пекут гальму и другие сладости.

С самого утра, совершив полное омовение и нарядившись, мусульмане отправляются в мечеть с корзинками, полными садаки. Садака — это милостыня, но на белорусских землях она обрела другое значение. Считается, что это угощение для всех пришедших в мечеть и детей. Специально для этого пекутся различные сладости, покупаются фрукты и конфеты.

После праздничной молитвы приступают к жертвенному обряду.

— В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев (по Шафии — полного года), быка или корову полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет, — просвещают меня верующие. — Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нем не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса.

Интересуюсь, что потом делают с мясом убитого животного.

— Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни, — объясняют мне. — Как сказал об этом Всевышний: «…то ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты».

Оказывается, что тот, кто принес жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного: ни мяса, ни шкуры.

В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости. В Ивье съезжается много гостей и родственников, оживают улицы, молодежь собирается на танцы. В такие моменты кажется, что все плохое куда-то ушло и растворилось. Мир становится добрее и прекраснее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter