Скандалы Большого театра России. От постановки Любимова до увольнения Цискаридзе

Купюры вместо музыки

Бунтовщик Юрий Любимов наделал в Москве нынче много шуму...
Бунтовщик Юрий Любимов наделал в Москве нынче много шуму, поставив в Большом театре России оперу Александра Бородина «Князь Игорь» с определенными музыкальными купюрами. В премьере, например, не звучит ария Кончака. Меломаны переполошились... как отец–основатель Театра на Таганке мог позволить такую дерзость в отношении классики? Я думаю, в этом нет ничего странного. Юрий Петрович всегда кромсал любой материал с вдохновением виртуозного портного, чтобы театральное платье в итоге нигде не жало в первую очередь ему самому. Тем не менее знатоки и примкнувшие к ним театралы строчат гневные отповеди Любимову в интернете, задумчивый Андрей Максимов проводит дискуссии в эфире телеканала «Культура», а народный артист России Владимир Маторин, исполнивший в опере одну из партий, мастера защищает.

Премьера Любимова — пожалуй, первый информационный повод из Большого театра, имеющий отношение к искусству, а не к скандалам по поводу Волочковой, Филина и Дмитриченко. От этого уже все отвыкли. Большой театр в глазах обывателя превратился во что угодно — филиал «Дома–2», коммуналку, общежитие инвалидов умственного труда, но только не театр. А оказывается, там все–таки еще иногда ставят спектакли. И пока Николай Цискаридзе пакует чемоданы и подписывает обходной лист, снова заговорили об искусстве.

Чем же так разозлили действия Любимова просвещенную публику? Наверное, тем, что Юрий Петрович снова показал, чьи в лесу шишки, что он не будет кланяться ни Бородину, ни кому–либо другому из классиков. Приглашаете на работу: терпите все вольности.

Не знаю, обиделся бы кто–нибудь из наших ныне здравствующих композиторов на купюры от Любимова. По–моему, нашим композиторам не до таких тонкостей — они готовы на любые интерпретации, только чтобы их ставили, а музыка, какая бы ни была, звучала под пышным сводом зрительного зала. Они не избалованы вниманием, и от этого сжимается мое доброе, как у теленка, сердце. Композитор не может и не должен работать в стол. Ему от этого только вред. От звенящей тишины он превращается в Гобсека, Скупого рыцаря, Плюшкина, считающего каждую чужую копейку. Его музыка должна звучать, ноты жужжать, как пчелиный улей, не знающий сна и покоя. Пока же белорусский композитор в афише театра — диковинное исключение.

Государственный камерный оркестр под управлением Евгения Бушкова закрыл сезон в Белгосфилармонии симпатичным концертом, во время которого, кроме Гайдна и Шнитке, прозвучала фантазия Ларисы Симакович «Сярод зiмы абрыс Шапэна» — прозрачная зарисовка с обширными цитатами из творчества великого поляка. Большой театр местным событием года сделал премьеру «Седая легенда» Дмитрия Смольского и готовится выпустить балет «Витовт» на музыку Вячеслава Кузнецова. (Его «Макбет» уже шел на этой сцене.) Современный экспериментальный хореографический этюд «Зал ожидания» на Малой сцене композитора Олега Ходоско приводит в восторг молодую публику. Романтик Владимир Савчик подарил зрителям Музыкального театра балет «Ассоль». Здесь же планирует выпустить исторический блокбастер почище «Севильского цирюльника» и «Аиды» Владимир Кондрусевич — осенью композитор представит мюзикл «Софья Гольшанская».

С купюрами или без, но по мне — всего этого непростительно мало для десятимиллионной страны. Не хотелось бы никого обижать, но в нашем музыкальном материале, который худо–бедно на театральных подмостках все–таки появляется, чересчур много архаики и статичности, он выверен до нотки. Ничего в нем не скрипнет и не ухнет... Это даже не сумбур вместо музыки, а мирное клокотание в медных трубах. Безыскусная правда жизни состоит в том, что у большинства композиторов на уме купюры, правда, не музыкального, а иного толка. С думой о гонораре они подстраиваются под измельчавший вкус публики, пытаются угадать театральную конъюнктуру, нещадно критикуют более успешных коллег, но от этого мельтешения только рябит в глазах.

Хорошо было Бородину. Он мог никуда не торопиться. В его музыке — свобода от всего материального. Да, подзабытое сегодня чувство. А Любимов об этом напомнил...

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия №110 (24247). Вторник, 18 июня 2013 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter