Один день из жизни десантной разведки

Купол зовет в небо

Голубые береты, парашюты, треск автоматов и эффектные приемы рукопашного боя. Сегодня армейская элита страны — силы спецопераций, преемники советских ВДВ, с размахом отмечают свой профессиональный праздник. И по традиции открывают двери воинских частей для всех желающих. А я заглянул туда в преддверии 2 августа и провел день в одном из элитных подразделений белорусской десантуры.

Разведрота готовит показательные выступления

— Размялись? Теперь на ВДК!командир разведгруппы 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады Кирилл Плющеня отправляет бойцов-разведчиков на воздушно-десантную подготовку. В распорядке дня на сегодня эти занятия стоят первыми в списке после традиционного физо. В армии ведь, как в школе, каждый день уроки по расписанию. Экзамен — учения. А пока что бежим грызть гранит науки.
От подъема до отбоя - постигать науку боя. Каждый день военнослужащих элитного подразделения сил спецопераций проходит с интенсивными нагрузками. Воздушно-десантная, тактическая, огневая и другие спецподготовки - школа жизни десантной разведки. Вникаем в специфику службы крылатой гвардии.
ВДК — воздушно-десантный комплекс. Небольшая огороженная территория, которая со стороны напоминает скорее парк аттракционов. Но тем, кто тут занимается, не до развлечений. На кону — жизнь. Недаром, говорят десантники, небо ошибок не прощает. Что будешь делать, если к тебе приблизится другой парашютист и возникнет опасность столкновения? А как правильно приземлиться, чтобы ноги не повредить? Тонкостей много. И их нужно знать.

Владимир Цалко, гвардии рядовой, отрабатывает действия парашютиста при приземлении. Как правильно снять систему, чтобы не запутаться в парашютных стропах. Боец с нетерпением ждет свой первый прыжок:

— Я специально шел в 38-ю бригаду. У меня много друзей из родного Ельска тут отслужили, много хорошего рассказывали. Я окончил Мозырский педуниверситет по специальности «Технический труд и предпринимательство». Дальше планировал получить второе высшее, поступить в БНТУ. Но решил, что вторая «вышка» от меня никуда не уйдет. А в армии отслужить надо.

Занятия по воздушно-десантной подготовке. Гв. рядовой Владимир Цалко

Переходим на поле — занятие по тактике. Десантник ведь как: упал противнику с неба на голову и ринулся в бой. Вот и у нас после прыжков — поиск вражеских диверсантов. Бойцы разбиваются на пары и двигаются короткими перебежками. Отрабатывают передвижение на особо опасных участках местности, где окопался неприятель.

— Стоп! На исходную!гвардии сержант Михаил Берещенко отдает команду, а солдаты возвращаются на первоначальную точку. И так несколько раз. Не могу сдержать разочарования — где же экшен? Михаил улыбается:

— Экшен — на учениях. Там и ты берешь противника в плен, и тебя могут «спеленать». Если с огоньком хотите, то — на полигон, где идут маневры. Все, что мы здесь отрабатываем по отдельности, на полевом выходе увязывается в комплекс: топография, связь, перевязка раненых, стрельба... Вы не представляете, какой адреналин получаешь, когда наматываешь десятки километров в поисках окопавшегося противника.

Десантно-штурмовая бригада.

Разведчики — универсальные солдаты. Бойцы этого подразделения должны уметь все, что полагается десантнику, но в больших объемах. Если прыжки, то днем, ночью, на воду, на лес... Стрелять нужно из всех видов оружия и желательно как Робин Гуд. Ум и смекалка здесь далеко не на последнем месте, ведь от действий одного бойца, который должен знать, как действовать автономно, может зависеть успех целой военной операции. Ну и выносливость: сила и умение драться, куда ж без этого.

А потому — очередное занятие. Рукопашный бой. Удары руками, ногами, броски — спарринги для разведчиков дело привычное. Не случайно спортсмена, владеющего навыками боевых искусств, в разведчики берут с большим приоритетом. 

Гвардии рядовой Иван Зализко из Мозыря с детства занимался панкратионом — возрожденным древним олимпийским видом единоборства. Боец окончил спортивный колледж в Москве, но вернулся в Беларусь, чтобы отслужить в армии. И ни разу не пожалел, что попал в разведку. Что дальше? Иван, отслужив только 8 с половиной месяцев, наперед не загадывает. Может, вернется в профессиональный спорт, но не исключает, что свои навыки реализует и в десантуре.
2 августа зрители увидят, как крепкие руки разведчиков крошат силикатные блоки, а головы выдерживают удары пустых стеклянных бутылок.
Внеурочные часы — не время спать. Перед праздником десантники готовятся к показательным выступлениям для гостей, которые придут в часть 2 августа. Программа, говорит Кирилл Плющеня, определяется заранее. И в последнее время она сильно изменилась:

— Мы отошли от лежания на гвоздях, хождения по битому стеклу и прочей театральности. Сейчас делаем упор на то, чем занимаются разведчики во время реальной боевой подготовки. Стрельба, рукопашный бой, спасение раненых, тактические элементы, например, тот же поиск условного противника. Выглядит это не менее красочно, но максимально приближено к реальности.

Занятия по рукопашному бою. В спарринге гвардии сержант Михаил Берещенко и гвардии рядовой Виталий Сигай.

И по традиции показательное выступление закончится построением «живой» пирамиды, над которой взовьется государственный флаг Беларуси и знамя сил спецопераций. 

mityakov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter