Производители панацеи тянут деньги из стариков

Куплю панацею, дорого

Производители "панацеи" тянут деньги из стариков

Так же активно, как вчерашний сериал, сегодняшнюю погоду и будущее внуков, пенсионеры на лавочках обсуждают главное — здоровье. Возраст, увы, берет свое, и в карточке уже целый букет его типичных и чаще всего хронических спутников: ИБС, гипертония, диабет, инсульт, катаракта, болезни суставов... Тот же список вы наверняка найдете в рекламе любого препарата, претендующего на панацею, или аппарата с претензией на лечение всех бед. То, что целевая группа здесь — «пенсионерская», подтверждает и возрастная аудитория выставок, где время от времени продаются «чудо-юдо-средства», и всевозможные восторженные отзывы с фотографиями бабушек и дедушек, и звонки читателей, делящихся с «СБ» сомнениями. Мария Федоровна из Столина тоже озабочена: «Заказывать ли разрекламированную по радио ламинарию? Как-никак флакон — 490 тысяч, а на курс нужно 3 — 4. Хотя вот старушка какая-то выступала в эфире, говорила, что у нее гипертония прошла за 3 дня...» Любой врач скажет: вера — дело, безусловно, хорошее, но должен же быть для нее фундамент, хотя бы минимальный лечебный эффект! Есть ли он в новомодной «медицине для пенсионеров» — вот в чем вопрос.


А ведь до Марии Федоровны еще не добрались бальзам «100 даров» и крем «Эффектум»! Те, рекламу которых минчане регулярно находят в своих почтовых ящиках и которые, похоже, пришли на смену бальзаму «Медолия» и маслу «Живица». Двухстраничные листовки–то — один в один: тот же убористый шрифт под слоганом «Удивительная сила природы», те же верстка, цены, восторженные отклики. И те же пронзительные признания: «У меня рассосались узлы на щитовидке!», «Брат оправился от инсульта!», «Прошел псориаз!», «Трофическая язва уже не беспокоит!», «Сахар в крови упал в 2,5 раза!», «Вернулось зрение!»... А в конце все те же приглашения на выставки–продажи в ДК, столовые, библиотеки и даже в музыкальную школу.


Напомним, два года назад Минторг боролся с ТУП «Медэль Трейд», продвигающим «Медолию» и «Живицу». И раз за разом штрафовал фирму за нарушение закона о рекламе, о чем «СБ» неоднократно писала. Ведь, несмотря на все заверения об излечении от всего и вся, ни бальзам, ни масло как лекарственные средства у нас зарегистрированы не были — только получили сертификат в институте «Плодоовощпроект» Научно–практического центра НАН по механизации сельского хозяйства. Нынешней весной Минторг заинтересовался уже новой рекламой из почтовых ящиков — бальзамом «Алтайский целитель», комплексами «Каменное масло +7», «Сибирская лиственница +7» и иже с ними. И опять — обещаний масса, вплоть до исцеления от рака, а свидетельств о регистрации в Минздраве — ноль. И снова — предписания, два протокола об административных правонарушениях за размещение ненадлежащей рекламы.


В общем, сейчас смотрим уже как минимум «третью часть марлезонского балета». Единственное отличие: появилась строка «не является лекарственным средством» (да мелковато, не всякий и заметит). На упаковке меняется только рисунок: теперь это вариации на тему Сибири, куда проникла «тысячелетняя энергия Тибета, вырвавшаяся вместе с миграцией народов... и соединившаяся с первозданной чистотой таежных даров». Дальше фразы «всем ясно, что Сибирь — это чуть не последняя кладовая природных богатств» мозг воспринимать отказывается. А что делать? На выставки–продажи корреспонденты «СБ» уже захаживали, лапшу с ушей снимали. На этот раз эксперимента ради мы решили пристроиться к бизнесу, регулярно возрождающемуся как птица Феникс. Благо рекламка обещала работу с зарплатой от 5 млн. в месяц, с жильем и оплачиваемым проездом. Указанный телефон 3 дня был отключен. Как и три мобильных для справки, хотя заявлено было, что работают круглосуточно. Видимо, слишком много желающих, вопросов хоть отбавляй...


Впрочем, не «Эффектумом» же единым. Только за последние годы можно припомнить аппарат «Гамма–7» (ни много ни мало — «источник защитной сферы»!), циркониевые браслеты, комплекс «Самоздрав», аппарат для лечения коксартроза за 15 млн. и т.д. А сколько еще будет! Хотя медики регулярно предупреждают: не существует лечебных средств на все случаи жизни, «медицина для пенсионеров» процветает. «Что нам, старым, терять? Ну не поможет — и ладно. Попробовать–то все равно нужно!» — отмахнулся от корреспондента «СБ» старичок с только что приобретенной коробочкой. На это «нужно попробовать», кажется, и делается ставка. Пробуют одно, другое, третье, ведь целитель–производитель не стоит на месте — регулярно меняет ассортимент. И запретить его продукцию нельзя — безопасна. И предупредить информационную атаку на доверчивых и внушаемых пенсионеров не получается — «панацеи» всегда почему–то на шаг впереди.


Комментарий


Заместитель начальника управления по защите прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ольга Кравцова:


— Продукция, о которой идет речь, и многая аналогичная не зарегистрирована на территории нашей страны в качестве лекарственных средств. Это значит, что государство не несет ответственности за то, что обещанный продавцами чудесный эффект вдруг не наступит. Гигиеническая регистрация если и имеется у продавца, то свидетельствует лишь о безопасности товара. Методы, используемые продавцами «уникальных препаратов от всех болезней», так или иначе нарушают требования Закона «О рекламе». Некоторые, правда, поступают хитрее — употребляют слово «профилактика», а не «исцеление», при этом обещают устранение симптомов заболеваний, что очень сходно с лечебным эффектом. Тогда доказать ложь можно только путем лабораторного исследования продукции или посредством изучения подробных о ней сведений, представленных непосредственно производителем.


Поскольку сегодня всевозможные ЧТУП и ООО, активно предлагающие чудо–препараты, растут словно грибы после дождя, можно сделать вывод, что это достаточно прибыльный бизнес, требующий минимальных вложений. Однако предпринять соответствующие меры Министерство торговли может лишь при поступлении информации от потребителей. Если мы устанавливаем нарушение Закона «О рекламе», то выносим соответствующее предписание о его устранении, если это не возымеет действия — через суд привлекаем к ответственности по части 1 статьи 12.15 КоАП (штраф от 20 до 50 базовых величин). Других способов повлиять на ситуацию у нашего ведомства, увы, нет. Поэтому очень важно, чтобы потребитель, перед тем как приобрести какой–нибудь очередной чудо–препарат, трижды подумал.


Прямая речь


Заведующая кафедрой эндокринологии БГМУ профессор Татьяна Мохорт:


— Если бы только рекламные газеты в почтовых ящиках будоражили воображение потенциальных потребителей БАДов! Так ведь еще и огромный поток телевизионной рекламы с российских телеканалов! А самое возмутительное — распространением препаратов, якобы исцеляющих от всех болезней, грешат и многие платные медцентры. Но если показать аннотацию к такому средству незаинтересованному медику, то он вам обязательно скажет, что одним препаратом невозможно вылечить все болезни хотя бы только щитовидной железы, уж не говоря про все недуги вообще. Ведь, к примеру, у щитовидной железы есть заболевания повышенной функции, а есть пониженной, есть с образованием узлов, есть воспалительные... И все лечится абсолютно по–разному! Могу предположить, откуда у населения, приобретающего БАДы, возникает ощущение, что в процессе применения как будто что–то меняется. Дело в том, что в основе многих заболеваний, например, таких как диабет, атеросклероз, гипертензия, болезнь Альцгеймера, лежит оксидативный стресс — процесс повреждения клетки в результате окисления. Одновременно он является одной из составляющих процесса старения. Многие БАДы влияют на компоненты оксидативного стресса, уменьшая его проявления. Но не лечат ни одно из заболеваний! Кроме того, имеет место и эффект плацебо. Проще — пустышки, самовнушения. Эффективность плацебо достигает 30 процентов. Так что вывод напрашивается сам собой: продвижение средств, заведомо лживо обещающих некие чудеса, — это как минимум некорректная реклама, введение в заблуждение населения и, как следствие, элементарное вымогательство денег. Конечно, очень обидно, что чаще всего на эту удочку ловятся самые незащищенные и малообеспеченные люди — пенсионеры.


Компетентно


Заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН Владимир Кульчицкий:


— Как ученый–практик могу абсолютно точно утверждать, что человечество до сегодняшнего дня еще не изобрело ни одного препарата и устройства, способного вылечивать все болезни. Медицина, конечно, к этому стремится, люди, в свою очередь, с нетерпением ждут... А раз ждут, то на такое средство уже есть гарантированный и очень массовый спрос. То, что обещанного исцеления не случится, я абсолютно уверен, другое дело — не принесло бы вреда, ведь даже к натуральным составляющим нужно относиться внимательно. Но это едва ли интересует тех, кто на чужих ожиданиях, болезнях и надеждах собрался сколотить состояние. Убедить ограниченную в материальных средствах старушку–пенсионерку, имеющую целый букет болячек, требующих по предписанию врачей солидного арсенала дорогостоящих лекарств из аптек, что достаточно сосредоточить свое внимание на одной чудо–баночке, — дело техники. Сегодня ею компании, продающие, по сути, воздух, владеют в совершенстве. И хотел бы обратить внимание: на этикетках и упаковках всевозможных чудодейственных масел, бальзамов и прочего подобного товара обычно пишется, что его качество и эффективность проверены и подтверждены некими международными институтами, ассоциациями и т.д. с красивыми и авторитетно звучащими названиями. В большинстве случаев это вымышленные учреждения.


gabasova@sb.by

 

eversman@sb.by

 

Фото Дмитрия Елисеева.


Советская Белоруссия №108 (24491). Среда, 11 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter