...она подошла и попросила:
— Папа, слепи Буратино!
— Слепил? — это я так, для ритма беседы спрашиваю. Под стеклом же стоит полная коллекция героев сказки. И подарочный сундук. Там плюс к бронзовым Карабасу, Мальвине, Пьеро и всем–всем–всем прилагаются бонусный золотой ключик и пять сольдо.
— Если покупать всю коробку, получается дешевле! — шепчет мне на ухо директор галереи.
— А у меня есть желание купить ВСЕ, но пока вот выбрала только кота Базилио, — горят глаза у подружки. — До–ро–го–ва–то... Хотя для таких работ — цена в самый раз.
Ради любопытства гуглю имя белорусского скульптора, чьи работы продаются прямо с первой выставки и публикуются в лучших журналах. Гуглю. И поисковик сразу предлагает мне к этой фамилии слово «КУПИТЬ».
Вообще, искусство не продается. Тем более белорусское. Я не в великом смысле, в обычном. Вот начинает тенор торговать своими концертами —– и сразу появляется такой неприятный осадочек: мирской славы захотел, деньжищ, признания. Совсем другое дело тот, кто хранит обет непродажности, бережет себя для вечности... Белорусские мастера гордые, до пиара не опускаются. Сидят по мастерским — приди, найди меня! Хотя, может, уже и не так. И в нашем поколении, рожденных в 70–х прошлого века, другая тенденция: научившись метко пускать стрелы в сердце, мы с радостью предлагаем свои пронзительные услуги. За это я начинаю любить скульптора еще больше. За вот это слово «КУПИТЬ» и за шепот: «Его раскрутили! Распиарили! Сколько у нас таких художников по творческим мансардам...»
А вообще, я собиралась писать про сказку, но хитрый гугл... Но я про сказку. Во время учебы в академии искусств мы с Верочкой, моей подружкой–актрисой, каждую переменку спешили в гости к скульпторам. У нас на театральном факультете бардак, сборище экстравертов и истериков, а у них тепленько и много пластилина. И чай с булочками. И тишина. Так мы и прятались от постоянных интриг театрального мира у наших друзей. Только художник мог сказать: «В тебе сегодня что–то есть...» И сфотографировать на память. Эти фотографии сейчас потихоньку выцветают в моем академическом альбоме. Я смотрю на них и вспоминаю дни, когда во мне что–то было. И кружились на подставках пластилиновые девочки и мальчики...
— Мы же вместе учились! — говорит художник, чьи «игрушки» мне запали в душу. — Ты дружила со старшим курсом скульпторов.
— Я окончила в 97–м.
— И я тоже.
И это мне кажется сказкой. Воспоминание о скрипучих полах академии искусств, здание которой на проспекте Независимости все реставрируют и реставрируют. Писали, что когда–то здесь были конюшни. Теперь колыбель талантов. И мы, мечтатели, дремали во время лекций по истории искусства и под тихий голос педагога видели волшебные сны. Одни и те же лошади к нам приходили, я полагаю. Только мне виделся глаз, другому хвост и мягкая ноздря. Теперь стою, смотрю на скульптуру «Сказка странствий» и вспоминаю...
Конь вдруг расплакался Был вечер
Снопы за домом сложенные в стог
светились так что искры шли
что с легким сердцем тяжко было
войти под пересушенную крышу
Конь вдруг расплакался Не помню кто заметил
С крыльца рванувшись вся семья
сбежалась в сад где прислонясь к забору
плакал наш конь
Коня и в ноздри целовали
и заплетали в гриву павлиньи перья ленты
охапками тащили ему овес и клевер
и даже погремушку кто–то принес но конь
игрушек не хотел тряс головой и плакал...
Стихотворение Тадеуша Новака... Мое любимое. И каждая работа скульптора об этом. О чистых слезах. Ни с того ни с сего.
Галеристы — странные люди. Вообще–то я думала, что это всегда девушки, томящиеся от безделья при богатом муже или отце. А тут на тебе. Хваткий парень Андрей открыл литейный цех, галерею и успешно продает белорусских мастеров. «Купить» — это к нему. А еще великолепные работы Марины. Я растаяла возле ее «Единорога».
— Галерея — это хобби или «про деньги»?
— Второе.
— Никогда бы не подумала, что такие красивые бизнесы работают...
И вот иду домой мимо таксистов–«бомбил».
— Подвезти?
— Идите вы... Я из сказки. На волшебном коне домой поеду!
Под мышкой каталоги.
— Подпиши?
Пришла домой, читаю — «Для Тани от поклонника. А.».
Буду хранить рядом с академическим альбомом.
sulimovna@rambler.ru
Советская Белоруссия № 246 (24627). Суббота, 27 декабря 2014.