Новые хозяева не спешат реставрировать исторические усадьбы Брестской области

Купили и забыли

В Брестской области восстанавливают Ружанский дворец Сапегов, Коссовский дворец Пусловских, Скоковский дворец Немцевичей... Примеров бережного возвращения к жизни архитектурного наследия немало. Но эти памятники зодчества получили шанс за счет бюджетных средств. А что меценаты? С аукционов продан не один дворец, но заглянуть туда туристу все не получается. Время идет, разрушает строения дальше... Как быстрее привести в порядок, начать и завершить реставрацию памятников, внесенных в Государственный список историко–культурного наследия? Ответа нет. Ситуация с ушедшими с молотка шляхетскими усадьбами на Брестчине складывается не самым лучшим образом. Хозяева есть, результата не видно.


Будучи в Каменецком районе, не преминула заглянуть в любимый старинный парк усадьбы Пузынов. Скудный на краски ноябрь обнажил печальную картину. Дорога к усадьбе, некогда выложенная камнем, разбита техникой сельхозпредприятия. Грязь. От ручья остался ручеек, заросший сорняками. Одичавшие яблони длинными корявыми ветками преграждают путь. Две старые лиственницы, почти сбросившие иголки, стали похожи на стены усадебного дома. От них веет грустью и скорой кончиной.

Дом умирает. Штукатурка на парадном фасаде кирпичного строения осыпается от легкого ветра, крыша протекает — из щели с каждым годом все выше поднимается березка...

Пример того, как можно уничтожить памятник архитектуры, — он здесь, в деревне Гремяча.

Если вкратце. В 2005 году Каменецкий райисполком передал здание с уникальным парком на берегу реки Пульва местному хозяйству «Восход–Каменец». Планы были большие. Что или кто помешал их осуществлению? Есть много мнений.

В 2009 усадьба была выставлена на аукцион. В 2011 году ее купило частное предприятие из Бреста «ВескоБел». Прошло четыре года, к работам на объекте новые хозяева так и не приступили.

Местные жители шепчутся, что нынешние владельцы намеревались сделать в усадьбе казино, но то ли доллар со своим ростом виноват, то ли интерес пропал. Сегодня о том, что у комплекса есть хозяин, свидетельствует только шлагбаум на въезде в парк. «Восход–Каменец» хоть сторожа содержал, а шлагбаум — не преграда для вандалов, согласитесь.

Очередной разговор о невероятно красивом белорусском уголке в Гремяче — это не поиск стрелочника, это констатация фактов. Разве может быть виноват один человек, два, три в том, что усадьба загублена? Причем загублена очевидным бездействием. Подковерные интриги, если они в случае с этим зданием и были, туристу неинтересны. Турист видит — и делает выводы...

В бытность секретарем координационного совета по сохранению историко–культурного наследия при Брестском облисполкоме краевед Леонид Нестерчук теребил владельцев зданий, райисполкомы, звонил, интересовался. Но ушел Леонид Михайлович на пенсию, пишет интересные книги о великих земляках, а интерес к судьбе архитектурного наследия без настойчивого управленца даже со стороны моих коллег угас.

Преемник Нестерчука Вячеслав Гарбузов только планирует созвать координационный совет, чтобы обсудить ситуацию с проданными усадьбами. Оказывается, в Каменецком районе можно найти еще один отрицательный пример — дворцовый комплекс Потоцких в городе Высокое (куплен на аукционе в 2015 году). Реставрация не началась. Не ведутся работы в усадьбе Котлубаев в Барановичском районе (продана в 2014–м), в усадьбе Совейки Ляховичского (продана в 2013–м).

Новые собственники все как один сетуют на трудности с оформлением документов на здания, землю, на дороговизну изготовления проектно–сметной документации. Почему (или неужели?) на бумаги нужны годы, когда для разрушающегося строения каждый день губителен?

Но не хочется ставить точку с грустью. В Каменецком районе возле деревеньки Гремяча расположен старинный Волчин. Осенью 2007 года изъеденный удобрениями Свято–Троицкий костел передали в собственность Пинской епархии Римско–католической церкви, которая выступает заказчиком работ. Восстановление храма (где, напомню, в 1938 году был перезахоронен Станислав Август Понятовский) движется медленно, зато работы проводятся по всем правилам реставрационной науки. С улицы костел — уже тот шедевр архитектуры позднего барокко, что на фотографиях столетней давности. Часы на башне отбивают новое время его жизни.

У зданий, как и у людей, — свои судьбы.

valentinak3@mail.ru

Фото автора

Советская Белоруссия № 229 (24859). Четверг, 26 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter