Купила мама “серую” раму

Как борьба за прозрачность белорусского оконного бизнеса отразится на стоимости продукции?По некоторым оценкам, два из каждых трех новых окон, устанавливаемых в Беларуси, так либо иначе страдают “серостью”. От работы многих оконщиков в тени государство недополучает налоги, рядовые граждане рискуют потратить немалые деньги на некачественный товар и через пару лет снова браться за ремонт. Крупные производители, теряющие заказы, призывают приструнить нелегалов. Вот только как это сделать и насколько изменятся цены в результате такой “зачистки”, абсолютно точно, похоже, никто и не знает.

Схемы со многими неизвестными
Спрос на пластиковые окна в Беларуси растет в геометрической прогрессии. Еще в 2005 году у белорусских предприятий, которые занимаются производством изделий из ПВХ, выручка от реализации продукции и услуг составила 400 миллиардов рублей — приводит аналитические расчеты Вячеслав Довнар, гендиректор предприятия-соучредителя одного из крупных отечественных производителей окон. В 2006-м соответствующий показатель вырос до 600 миллиардов. А по итогам минувшего года и вовсе вышло 800 миллиардов рублей.
Однако растет и теневой рынок. Определить его масштабы чрезвычайно трудно. Но по некоторым оценкам, можно смело говорить, что до 65—70 процентов белорусского оконного бизнеса находится в тени. И это значит, что потери госбюджета исчисляются миллиардами рублей.
“Договор с конечным потребителем заключает не производитель, а посредник-дилер”, — раскрывает эксперт схему такой полулегальной работы. В цепочке заказчик—посредник—производитель расчеты производятся наличкой. Налоговым органам заявляют не обо всех сделках. “Документальное оформление заказов производится в тех объемах, в которых предприниматель готов заплатить налоги”, — объясняет специалист.
В живучести такой схемы может убедиться каждый. В подавляющем большинстве рекламных объявлений производитель не указывается, даются лишь телефоны исполнителей.
Казалось бы, рядовому белорусу, пожелавшему поменять в квартире окна, нет разницы, легальная продукция или “серая”, главное, чтобы вышло дешевле. Однако у работающих в тени оконщиков чаще всего нет сертификатов и прочих документов, которые могли бы гарантировать заказчику высокое качество продукции и услуг.
Как малому легально стать большим?
“Благодаря большому объему работы себестоимость одного квадратного метра у крупного предприятия будет значительно ниже, чем у мелкого предпринимателя, — рассказывает председатель правления Ассоциации производителей окон Славомир Жуковский. — С другой стороны, у мелкого производителя нет издержек, связанных с содержанием большого штата управленцев”.
“Нужно бояться очень дешевых товаров”, — предостерегает он. Если разница в цене, например, в пределах 3 процентов — это нормально. А если цена ниже процентов на 20—30 — значит, здесь что-то не так. Велика вероятность того, что вам предлагают низкокачественный либо произведенный по “серым” схемам товар.
Именно с такими нелегалами крупные отечественные производители окон и собираются бороться. Для этого они даже объединились несколько месяцев назад в ассоциацию.
Сейчас, по оценке руководителя ассоциации, на отечественном оконном рынке работают около тысячи предприятий и индивидуальных предпринимателей. По мнению Славомира Жуковского, бороться с нелегалами исключительно запретительными мерами вряд ли получится. “Нужно, чтобы они сами легализовались”, — считает он. Однако, как именно их стимулировать, точно сказать не может.
Ниже налоги — дешевле товар
Можно допускать к участию к государственным тендерам только предприятия, до этого прошедшие проверку на надежность и принятые в Ассоциацию производителей окон — такой вариант решения проблемы предлагает гендиректор работающего около 15 лет СП “Беккер-Систем” Ирина Портнова. В этом случае сами производители будут заниматься регулированием рынка. Производителям, заинтересованным в получении крупных заказов, будет выгодно выходить из тени, работать легально.
Впрочем, есть и противники такого подхода. “Укрупнение бизнеса предполагает применение рычагов уничтожения более слабого мелкого бизнеса, — предостерегает Виктор Хиневич, член Совета по развитию предпринимательства в Беларуси при Президенте. — Более крупное предприятие — более уязвимое. Образно говоря, на охоте в лося попасть проще, чем в белку”.
Снижайте налоги, тогда и платить их будут охотнее, — предлагает другой член совета, руководитель строительного предприятия Сергей Филиппов. Если выбрать такую стратегию, то, как полагают некоторые, издержки предприятий уменьшатся, и производители смогут немного сбросить цену на свою продукцию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter