Схемы со многими неизвестными
Спрос на пластиковые окна в Беларуси растет в геометрической прогрессии. Еще в 2005 году у белорусских предприятий, которые занимаются производством изделий из ПВХ, выручка от реализации продукции и услуг составила 400 миллиардов рублей — приводит аналитические расчеты Вячеслав Довнар, гендиректор предприятия-соучредителя одного из крупных отечественных производителей окон. В 2006-м соответствующий показатель вырос до 600 миллиардов. А по итогам минувшего года и вовсе вышло 800 миллиардов рублей.
Однако растет и теневой рынок. Определить его масштабы чрезвычайно трудно. Но по некоторым оценкам, можно смело говорить, что до 65—70 процентов белорусского оконного бизнеса находится в тени. И это значит, что потери госбюджета исчисляются миллиардами рублей.
“Договор с конечным потребителем заключает не производитель, а посредник-дилер”, — раскрывает эксперт схему такой полулегальной работы. В цепочке заказчик—посредник—производитель расчеты производятся наличкой. Налоговым органам заявляют не обо всех сделках. “Документальное оформление заказов производится в тех объемах, в которых предприниматель готов заплатить налоги”, — объясняет специалист.
В живучести такой схемы может убедиться каждый. В подавляющем большинстве рекламных объявлений производитель не указывается, даются лишь телефоны исполнителей.
Казалось бы, рядовому белорусу, пожелавшему поменять в квартире окна, нет разницы, легальная продукция или “серая”, главное, чтобы вышло дешевле. Однако у работающих в тени оконщиков чаще всего нет сертификатов и прочих документов, которые могли бы гарантировать заказчику высокое качество продукции и услуг.
Как малому легально стать большим?
“Благодаря большому объему работы себестоимость одного квадратного метра у крупного предприятия будет значительно ниже, чем у мелкого предпринимателя, — рассказывает председатель правления Ассоциации производителей окон Славомир Жуковский. — С другой стороны, у мелкого производителя нет издержек, связанных с содержанием большого штата управленцев”.
“Нужно бояться очень дешевых товаров”, — предостерегает он. Если разница в цене, например, в пределах 3 процентов — это нормально. А если цена ниже процентов на 20—30 — значит, здесь что-то не так. Велика вероятность того, что вам предлагают низкокачественный либо произведенный по “серым” схемам товар.
Именно с такими нелегалами крупные отечественные производители окон и собираются бороться. Для этого они даже объединились несколько месяцев назад в ассоциацию.
Сейчас, по оценке руководителя ассоциации, на отечественном оконном рынке работают около тысячи предприятий и индивидуальных предпринимателей. По мнению Славомира Жуковского, бороться с нелегалами исключительно запретительными мерами вряд ли получится. “Нужно, чтобы они сами легализовались”, — считает он. Однако, как именно их стимулировать, точно сказать не может.
Ниже налоги — дешевле товар
Можно допускать к участию к государственным тендерам только предприятия, до этого прошедшие проверку на надежность и принятые в Ассоциацию производителей окон — такой вариант решения проблемы предлагает гендиректор работающего около 15 лет СП “Беккер-Систем” Ирина Портнова. В этом случае сами производители будут заниматься регулированием рынка. Производителям, заинтересованным в получении крупных заказов, будет выгодно выходить из тени, работать легально.
Впрочем, есть и противники такого подхода. “Укрупнение бизнеса предполагает применение рычагов уничтожения более слабого мелкого бизнеса, — предостерегает Виктор Хиневич, член Совета по развитию предпринимательства в Беларуси при Президенте. — Более крупное предприятие — более уязвимое. Образно говоря, на охоте в лося попасть проще, чем в белку”.
Снижайте налоги, тогда и платить их будут охотнее, — предлагает другой член совета, руководитель строительного предприятия Сергей Филиппов. Если выбрать такую стратегию, то, как полагают некоторые, издержки предприятий уменьшатся, и производители смогут немного сбросить цену на свою продукцию.
Купила мама “серую” раму
Как борьба за прозрачность белорусского оконного бизнеса отразится на стоимости продукции?По некоторым оценкам, два из каждых трех новых окон, устанавливаемых в Беларуси, так либо иначе страдают “серостью”. От работы многих оконщиков в тени государство недополучает налоги, рядовые граждане рискуют потратить немалые деньги на некачественный товар и через пару лет снова браться за ремонт. Крупные производители, теряющие заказы, призывают приструнить нелегалов. Вот только как это сделать и насколько изменятся цены в результате такой “зачистки”, абсолютно точно, похоже, никто и не знает.