Купание в проруби похоже на... атомный взрыв

Пока мужчины всего мира коллекционируют этикетки от пива и консервные ножи, а те, что побогаче, автомобили и молодых жен, Владимир Шульган собирает свою, ни на что не похожую коллекцию – водоемов, в которых он когда-либо плавал.

Пока мужчины всего мира коллекционируют этикетки от пива и консервные ножи, а те, что побогаче, автомобили и молодых жен, Владимир Шульган собирает свою, ни на что не похожую коллекцию – водоемов, в которых он когда-либо плавал.


"Самое главное - слушать свое тело", уверен Владимир Шульган. фотоВ его списке есть и окутанный холодной мглою Северный Ледовитый океан, и теплый Индийский, и Тихий… Причем свою «коллекцию» Владимир легко пополняет даже в зимнее время: вот уже 10 лет он активно моржует, а последний год даже возглавляет минский клуб закаливания и зимнего плавания при ОСВОДе. Накануне праздника Крещения, название которого буквально переводится как «погружение в воду», спортсмен рассказал нам о том, почему у проруби вас непременно должны ждать тапочки, и правда ли, что для организма купание в ледяной воде сродни атомному взрыву.

 

Оставьте псориаз в полынье


«Мама вспоминала, что когда меня окунали в крестильную купель, я даже не пикнул, – видимо, быть моржом написано у меня на роду», – улыбается Владимир Шульган. Вот уже десять лет он, математик и бизнесмен, начинает свой рабочий день со спортивной ходьбы вдоль Комсомольского озера и заплыва в ледяной воде – и так три-четыре раза в неделю. «Можно и чаще, но от купания в проруби быстро возникает зависимость: в кровь выбрасывается огромное количество антистрессовых гормонов, и организм, привыкнув к этому, с каждым разом требует все большую дозу, – рассказывает Владимир. – Помню, однажды я был в командировке в Варшаве, и так меня «прижало», так захотелось окунуться, что пришлось идти нырять в Вислу. Или, часто бывало, еду я с водителем по рабочим делам, вижу на пути водоем и прошу: «Останови!»


Чем же так привлекательны зимние купания, что даже бизнесмены готовы выпрыгнуть из костюма, лишь бы пару минут провести в ледяной воде? «Когда ты ныряешь в прорубь, в организме как будто происходит микровзрыв, – делится впечатлениями мой собеседник, – и он заставляет проснуться каждую клеточку организма – от кончиков волос до ногтей на ногах. А выброс гормонов способен облегчить многие болезни – от псориаза до вегетососудистой дистонии».

 

Морж моржа видит издалека


Сегодня клуб закаливания и зимнего плавания, который базируется на спасательной станции «Комсомольское озеро», объединяет полсотни человек разного возраста и статуса – от обычных рабочих до замминистра промышленности. «Братство моржей очень дружное, – замечает Владимир. – Помню, пришел я по своим рабочим вопросам к одному высокопоставленному чиновнику, а он мне говорит: «Так и быть, как морж моржу – помогу».


У каждого из клубовцев – своя методика: одни, окунувшись, сразу выскакивают на берег, другие любят поплавать или, выбравшись из полыньи, пробежаться босиком по берегу. «Я обычно плаваю одну-две минуты, – рассказывает спортсмен. – Правда, помню, как однажды телевизионщики снимали о нас сюжет, и, пока они устанавливали камеры и писали текст, мне пришлось 20 минут разгуливать в плавках по льду и потом еще три раза окунаться на «бис».


Когда спускаешься в полынью, холода не чувствуешь. фотоКстати, телесюжеты о том, будто моржи недовольны оттепелью, – мол, слишком тепло плавать – кажутся Владимиру откровенной глупостью, ведь температура воды подо льдом всегда одинакова – плюс два, при меньшем градусе она попросту замерзает. Другое дело, что температура воздуха всегда разная. «Мой личный рекорд – когда я окунался в озеро при -29 градусах, – признается мой собеседник. – Кстати, этой зимой у меня есть шансы повторить свой рекорд, ведь февраль обещает быть очень холодным. Погоду я определяю по березе в родном поселке Домачево, что под Брестом: если осенью самыми первыми облетают нижние листья – значит, холодным будет декабрь, если середка – январь, а в этом году первой облысела верхушка. Замечу, что эта система меня еще ни разу не подводила».


Возьмите с собой тапочки, а купальник забудьте дома


Если морозы действительно выдадутся такими, как подобает на Крещение, не забудьте поставить у полыньи тапочки, иначе ноги примерзнут ко льду и отдирать их придется с кровью. А вот купальник лучше… забыть дома: если позволяет ситуация, заходите в воду голышом – на морозе одежда быстро деревенеет и потом ее сложно снять. Для тех, кто в следующую среду собирается совершить первый в своей жизни героический заплыв, напоминаем, что если переодеваться придется на улице, позаботьтесь о том, чтобы одежда легко и быстро застегивалась – пусть это будут не пуговицы и клепки, а «молнии» и «липучки». Очень кстати придется термос с чаем, а вот о «фронтовых» ста граммах лучше забыть. «И обязательно слушайте свое тело, – советует Владимир. – Даже если вы совершенно здоровы, а организм вдруг заявляет: «Не хочу!» – не рискуйте. Я и сам не раз останавливался на краю полыньи. А вообще, по своему опыту могу сказать, что самое сложное во всей этой процедуре – это не выйти босиком на снег и не окунуться в ледяной воде, а… встать с дивана, чтобы сделать первый шаг навстречу здоровью и бодрости».

 

Как корреспондент «Знаменки» окуналась в полынью

 

«Писать о моржевании и ни разу не окунуться – это все равно что рассуждать о спектакле, который не видела», – решила я и, сложив в пакет полотенце, купальник и термос с горячим чаем, направилась на спасательную станцию «Комсомольское озеро» – излюбленное место минских моржей. Воображение у меня развито хорошо, поэтому, представляя, как мне будет холодно, я стала покрываться пупырышками еще в трамвае. А вид затянутой ледяной коркой полыньи лишил меня остатков оптимизма.


«Тапочки взяли? – строго спросил председатель клуба любителей закаливания и зимнего плавания Владимир Шульган и, получив в ответ мотание головой, протянул мне свои резиновые сланцы. – Всегда берите с собой обувь, а то примерзнете к земле, и нам придется вас отдирать. А вот вам кусок газеты – станете на него, когда вернетесь: бумага впитывает влагу стократ быстрей любого полотенца».


Моя задача-максимум выглядела так: пере-одевшись в купальник, одолеть пару метров от раздевалки до проруби, спуститься по железной лестнице на самую нижнюю ступеньку и окунуться с головой – так здоровее. Интересно, что когда заходишь в ледяную воду, холода совершенно не чувствуешь – только жжение, как будто в тебя одновременно впились тысячи крохотных ножиков. На секунду перехватило дыхание – недаром на одном из форумов опытная моржиха с юмором предупреждала: «Когда будете нырять в прорубь – главное, не забывайте дышать».


А с головой я все-таки окунулась – правда, как это было, помню смутно. И, просматривая снимки редакционного фотографа, даже удивилась: «А что, я выходила из полыньи спиной?» Никакого озноба не было – только приятное тепло и огромный прилив жизненных сил, как будто этой ночью я спала часов двенадцать, а не зубрила до утра вопросы к экзамену. «Сегодня уже ничто не сможет испортить вам настроение, – улыбается Владимир. – А еще это очень действенный способ для тех случаев, когда вы на кого-то злитесь: окунулись в полынью – и все прошло».


В общем, я пока не знаю, станет ли в минском клубе закаливания и зимнего плавания на одну моржиху больше, но могу сказать вам точно: купание в проруби – это ничуть не страшно и очень даже приятно. Кстати, незнакомый мужчина, который наблюдал со стороны за моими водными процедурами, глубокомысленно заметил: «Да, теперь я понимаю, почему этот народ считают непобедимым…»

 

Виктория КРУПЕНЬКОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter