Уже в марте на сцене отреставрированного Национального академического театра Янки Купалы дадут первый спектакль – обновленную «Паўлінку». Сейчас в здании театра кипят заключительные отделочные работы, монтируют оборудование и развешивают элементы декора. «Знаменка» решила показать читателям, что скрывается внутри.
Перед импровизированной экскурсией мы отправились к научному руководителю данного объекта Людмиле Ивановой, которая открыла нам подробности реконструкции.
Фасад как и 120 лет назад
Непосредственно производственным работам предшествовали комплексные научные изыскания. Нужно было провести обмерные работы, изучить архивные сведения, создать проект и осуществить его. Все это заняло около четырех лет. И вот реставрация подошла к концу.
– Главный фасад здания почти полностью соответствует тому облику, который был у театра в 1890 году, – говорит Людмила Иванова. – У нас были исторические данные, среди них – проект архитектора Карела Козловского, по которому возводилось здание театра в конце XIX столетия. Правда, фасад построенного театра не совсем точно соответствовал проекту, в процессе строительства в него вносились изменения. Цветовая гамма реконструированного здания театра немного отличается от первоначальной. Планировалось разделить старую и новую часть по тону, но в итоге здание покрашено одинаково.
Со всеми архитектурными памятниками работают химики из физико-химической лаборатории. Они исследуют составы штукатурки, покрасочные наслоения. Именно они нашли тот цвет фасада, который был изначально. А вот внутри театра из-за многочисленных ремонтов в 30-е, 50-е и 60-е годы прошлого века вся первоначальная штукатурка со слоями краски была полностью утрачена.
Поэтому мы пользовались историческими сведениями описательного характера, где говорилось о том, что цвет стен в театре был бирюзово-голубой. Внутренние стены театра было решено окрасить в голубой и синий цвет с белым декором.
Судить о внутреннем оформлении можно было в основном по чертежам Козловского, где частично видны интерьеры, но детально пришлось все дорабатывать самостоятельно по аналогам. Очень помогли снимки из зрительного зала драматического театра в Люблине, который также построен по проекту Карела Козловского. Сохранившееся декоративное убранство зрительного зала служило нам аналогом.
Театр начинается с вешалки
В обновленном театре имени Янки Купалы гардероб зрители теперь найдут на этаж ниже – там, где раньше располагались технические помещения. Оттуда в зрительный зал ведут несколько лестниц.
– Поскольку пожарные нормы сегодня очень строгие, пришлось уменьшить количество мест в зале с 500 до 360, – продолжает Людмила Владимировна. – Нам нужно было, чтобы между рядами было определенное расстояние. На балконе раньше было три ряда кресел, теперь их два. Мы воссоздали ложи в бельэтаже: судя по историческим сведениям, они там были. Пол в зрительном зале сделан в виде ступенек с системой вентиляции.
Новые кресла с серо-голубой обивкой из бархата. Такой же цвет и у штор в театре. Они сделаны из специального негорючего бархата.
Сцена театра расширена. Раньше она была очень маленькая, и поместить новое оборудование, не увеличив ее размер, было бы невозможно. Места не хватило бы. Пришлось перенести заднюю стену на несколько метров вглубь сцены. В процессе строительства по техническим причинам возникла необходимость в перестройке и боковых стен сценической коробки, что позволило еще больше увеличить габариты сценической площадки.
– Что касается технического оснащения сцены – появилось много нового, чего раньше не было в театре. Новые звук и свет, верхняя и нижняя механизация, различные площадки, которые поднимаются и опускаются. Для режиссера и актеров это новые возможности.
Скрытые неожиданности…
– Во время работ мы обнаружили уникальную систему подъема пола в зрительном зале. Раньше это делалось для того, чтобы пол и сцена могли быть на одном уровне, и была возможность проводить балы и другие мероприятия, – продолжает Людмила Иванова. – Это сооружение сохранилось с XIX века. Конечно, оно уже не действовало, поскольку домкраты, которые поднимали пол, были забетонированы. Но, тем не менее, вся конструкция сохранилась. К сожалению, воспроизвести ее не удалось, хотя первоначально проект был.
В фойе второго этажа теперь воссозданы камины. Кстати, раньше зрители не могли во время антракта заходить в это большое помещение, поскольку там были репетиционный зал и административные помещения. Теперь это большое красивое фойе с декоративной профилированной аркой. Кстати, арка – один из сохранившихся элементов.
– Перекрытие над аркой было в таком состоянии, что оставить его было просто невозможно, – уточняет Людмила Владимировна. – Арка висела на деревянных балках, которые полностью прогнили. Пришлось разобрать все, заменить перекрытия и воссоздать элементы заново.
Переоборудовали и гримерки для артистов. Теперь в каждой из них есть душ и туалет. К тому же сделали три репетиционных зала, один из которых полностью повторяет основную сцену.
Там, где раньше был служебный вход, пристроено летнее кафе для зрителей с металлической крышей и кованым узорчатым заборчиком. А для людей с ограниченными возможностями сделан отдельный вход с лифтом.
Совсем скоро в Купаловском вновь закипит театральная жизнь и каждый из нас сможет своими глазами увидеть новый воссозданный театр.
Юлия ГЛАДКАЯ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
Справка «ЗН»
Торжественная закладка Губернского театра (сегодня – Национальный академический театр Янки Купалы) прошла 26 июня 1888 года по старому стилю. Тогда великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна кинули на место фундамента несколько золотых монет. Свои двери новый театр распахнул 5 июня 1890 года. Минская сцена в то время принимала лучшие петербургские и московские труппы.