Культурные консерванты

Если «Новая волна» — это свет, то хочется тьмы...
Тех, кто усмотрит в моих строках «наезд» на матушку Россию, прошу не жечь зря нервы. Россию я глубоко люблю, но кадить ни Москве, ни Минску не собираюсь... Буду говорить прямо. Если судить по телетрансляциям, одним из самых замечательных культурных событий лета явился конкурс эстрадных исполнителей в Юрмале «Новая волна». Там блистала своими уникальными дарованиями К.Собчак (давно затмившая своей известностью покойного папу), а уважаемая Алла Борисовна Пугачева тщетно пыталась воскресить в публике жар восьмидесятых годов прошлого века. Громко пели глянцевые (или гламурные, как нынче принято говорить) мальчики и девочки, был весь тусующийся вокруг примадонны музыкальный бомонд, были гости, в том числе и знаменитые, словом, событие хоть куда. И это далеко не единственное культурное явление, где постоянно сменяют друг друга давно известные всем лица.

Глядя на этот калейдоскоп, возникает определенный образ как минимум культурной жизни России, причем образ, напоминающий сюжеты из ставшего вдруг популярным «Комеди клаб». Многие не столько хохмят, сколько хамят, песни и «шутки юмора» отштампованы под одну кальку, четко прослеживается граница между «элитой», теми, кто любыми средствами «делает бабки», и прочей массой, призванной любить героев сцены и эти «бабки» отдавать.

Вроде везде тусуется столица. А остается чувство, что перед нами самая глухая забубенная провинция с ее склоками, местечковым выяснением отношений, мелочностью, скрытым цинизмом и лихим молодечеством, напоминающим пьяную удаль. Газеты упражняются в «светскости», в частности, обсуждается, любит ли Рената Литвинова Ксению Собчак и что именно больше всего любит, какими глазами Киркоров смотрел на резвящихся Галкина и Пугачеву, что сказала за кулисами Варум Агутину и что ей ответил сам кудрявый бард. Все обсуждается в деталях, с пониманием предмета, адресно. Если это и есть свет, то хочется тьмы.

Создается впечатление, что культурная политика направлена на внедрение в массовое сознание качеств, не имеющих ничего общего с традициями настоящей России. На первый план выходят, выпячиваются ценности, на тысячи километров отстоящие от нужд провинциальных уголков страны. Вот репортаж с презентации очередной книжки о Гарри Поттере, причем в прямом эфире, вот смакование чьих–то сексуальных скандалов, вот экстерьер топ–моделей, но почти выветрилось все, что хоть как–то бы затрагивало вопросы формирования национального самосознания, бережно хранило действительно выдающиеся образцы культурного наследия.

А ведь в том же июле и в близкие ему дни в России прошли Фатьяновский праздник «На солнечной поляночке» во владимирских Вязниках, Шукшинские чтения в Сростках, Астафьевские — в Овсянке, Рубцовские — в Тотьме, Кожиновские — в Армавире, музыкальный фестиваль им. М.Глинки на Смоленщине. Многое мы увидели, извините, по «ящику»? Ничего не увидели. По «ящику» все то же: сериалы, постаревшая женщина, которая уже давно не поет, разного рода «клабы», где хамство успешно заменило душевную тонкость.

На этом фоне наши «Дажынкi», не говоря уже о «Славянском базаре в Витебске», выглядят Каннским фестивалем. Не по качеству красной дорожки — по искренности, глубине чувств. Чем больше, кстати, живет витебский «Базар», тем больше понимаешь, что не только верно нащупан политический нерв мероприятия, связанный с идеей славянского единства, но и предложено высокое качество музыкального продукта, сформирована соответствующая этому качеству материальная база, есть динамика и несомненные перспективы развития. Нет чувства, что бал правят временщики, как это проявляется во время представления той же «Новой волны».

Когда–то партийный лидер ленинградцев товарищ Жданов учил композиторов: песней является то, что имеет мелодию, что можно напевать. И призывал писать именно такие произведения. Многие композиторы смеялись. И правильно делали! Да, музыка была и будет разной, в том числе элитарной, экспериментальной. Здесь — сфера вкуса. Но есть политика в музыке, направленная на формирование системы неких ценностей, близких людям. И в этом смысле народ сам делает свой выбор, напевая те или иные песни. Вот ведь старые советские песни не уходят из обихода. Народонаселение, приняв сто граммов, да и без этих пресловутых ста граммов все продолжает петь и «Катюшу», и «Подмосковные вечера», и «Синий платочек». А «муси-пуси» уже забыли...

Да, вкусы сегодня формирует не идеологический отдел ЦК партии. Но кто? Группа лиц, заинтересованных в получении сверхдоходов? Мы можем дать именно такой продукт — пусть «пипл его и хавает». Не хочет смеяться над нашими шутками? Дадим смех «в приложении»: если смеются на телеэкране, следовательно, надо в унисон смеяться и поквартирно.

Вот и получается в итоге, что вместо природного продукта нам «впаривают» культурные консерванты, которые всем хороши, вот только потреблять их даже в небольшом количестве вредно для здоровья. Надо бы рекомендовать министерствам культуры разных сопредельных стран писать на афишах не только имена исполнителей, но и указывать, какой консервант лежит в основе того или иного «широко известного» творчества. Так и писать: «Исполнительница N. В основе творчества — консервант Е–000». И благодарные зрители сразу же поймут, что здесь есть ограничения по возрасту, образованию и предпочтению культурной традиции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter