Свежий номер «Усадьбы»: на Гомельщине впервые прошел семинар, посвященный агроэкотуризму в регионе

Культурное сопровождение

В регионе активное развитие этой сферы началось более десяти лет назад. Тогда усадьбы открывались в массовом порядке. И хотя сегодня былого ажиотажа нет, их количество продолжает расти. В среднем за год появляется 5—6 новых объектов. В области зарегистрирована 161 агроусадьба. С начала года их посетили более 32 тысяч человек. Примерно на 3,5 тысячи больше, чем годом ранее.

Дополнительный импульс придал Указ № 365 от 09.10.2017 года «О развитии агроэкотуризма». Устранен ряд административных барьеров и предоставлена возможность оказания широкого ряда дополнительных услуг, в том числе проведение презентаций, юбилеев, банкетов. Как показывает мониторинг, все это пользуется большим спросом. Хозяева усадеб уже оценили положительный эффект от таких услуг.



Обсудить тему собрались не только субъекты отрасли, но и представители общественных организаций, индивидуальные предприниматели, ремесленники. Те, кто заинтересован в раскручивании направления. Стоит отметить, таких людей больше, чем может показаться на первый взгляд. Заместитель начальника управления спорта и туризма Гомельского облисполкома Павел Старосветский так обозначил общую стратегию:

— Мы стремимся к тому, чтобы агроусадьбы не просто предоставляли набор таких услуг, как проживание, питание, рыбалка или катание на лошадях. Должно идти создание полноценной туристической инфраструктуры. В этот процесс нужно вовлекать как можно больше участников из смежных сфер, создавать так называемые кластеры. Такой подход позволит увеличить поток и местных туристов, и гостей из-за рубежа.

По сути, речь идет о создании партнерской сети, участники которой взаимодействуют, извлекая свою выгоду и повышая качество оказания услуг гостям региона.

Яркая презентация примера такой кооперации состоится весной следующего года. На апрель задуман фестиваль агроусадеб. Этот проект стал возможен благодаря еще одному, стартовавшему год назад.

Тогда в Гомеле был открыт коворкинг-центр мастеров и ремесленников «Свая палічка». По форме это торговая площадка, которой может воспользоваться любой, кто создает уникальные вещи своими руками. А по содержанию — клуб единомышленников, насчитывающий уже около 200 человек.



У нас завязалось множество контактов. Не только с ремесленниками, но и другими творческими людьми, бизнесменами, фермерами, владельцами агроусадеб, — рассказывает основатель коворкинг-центра Лилия Калюжная. — Затем пришла идея, как объединить их для полезного и интересного дела. Решили организовать фестиваль агроэкотуризма.

Местом проведения станет гостинично-развлекательный комплекс в Гомельском районе. Участникам будет предложено представить свою агроусадьбу или выпускаемую продукцию. Сопровождением станут развлекательная программа, спортивные состязания, различные аттракционы и конкурсы. Детали еще прорабатываются, но яркое шоу для зрителей организаторы обещают уже сегодня.

Председатель областного общественного совета по развитию агроэкотуризма Анатолий Косьяненко сделал акцент на том, что культурное наследие — главный ресурс любого туризма, без которого его развитие в принципе невозможно:

— Как задействовать его в полной мере? Для этого необходимо прежде всего самим осознать истинную ценность культурного, исторического, природного потенциала. И делать акцент на местечковые изюминки, придающие уникальный колорит тому или иному населенному пункту. Будь то выпечка хлеба по старинному рецепту или чудеса рукоделия. Как, например, знаменитые далеко за пределами Беларуси неглюбские рушники. Тема культурного наследия также благоприятна для подачи проектных заявок. Инвестировать в нее в виде целевых грантов готовы зарубежные гуманитарные организации. Это к извечному вопросу о том, где взять денег.

Ведь удивить чем-то своим иностранных гостей способен любой район страны. Причем порой это самые обыденные, на наш, взгляд вещи и явления. Например, большой интерес к нашим сельхозпредприятиям проявляли жители Израиля, поскольку в их представлении это «те самые советские колхозы». К слову, промышленный туризм — демонстрация различных производств — популярен во всем мире.

Мощным стимулом для роста въездного туризма стало создание безвизового режима. Однако остановиться на достигнутом — откатиться назад. Качественной рекламы и, соответственно, раскрутки брендов регионального туризма, целых направлений и отдельных достопримечательностей все еще недостаточно. Причем порой не хватает не столько денег, сколько инициативы, движущей силы и планомерного методичного подхода к развитию темы.

Интерес к Беларуси в целом и к отдельным регионам в частности ежегодно растет. Об этом свидетельствует и показатель средней продолжительности пребывания агротуристов. К примеру, если раньше в Гомельской области он равнялся двум дням, сегодня уже четырем.

В широком смысле агроэкотуризм — это еще и социальный проект, который не только повышает туристическую привлекательность страны, но и помогает открыть рабочие места в малых населенных пунктах. Как и почти любой бизнес, этот достаточно хлопотный, не для «лежачих камней». Но главные его преимущества — доступность и простота ведения. Превратить свое жилье в мини-отель может любой сельчанин, имеющий несколько свободных жилых комнат. Налог — одна базовая величина в год. Отчетность минимальная. Более льготные условия сложно представить.

Нужно, чтобы те привилегии и возможности, которые государство предоставляет агротуристическим объектам и в целом бизнесу в сельской местности, использовались по полной программе и приносили максимальную отдачу, — отметила Лилия Калюжная. — Функции государства — оберегать и создавать благоприятные условия. И оно с этим, на мой взгляд, справляется. Остальное зависит от личных качеств и прилагаемых усилий того, кто занимается делом.

Фото автора и БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter