Культурная программа

О фестивалях

В культурной жизни всякого города фестивалей наберется с добрую дюжину. Много — вроде и неплохо. Афиша визуально бурлит. Другой вопрос, насколько в суете разнообразия реально сделать качественный, узнаваемый и одновременно окупаемый фестивальный продукт.


О том, что лучше меньше да лучше, в культурной среде приходится слышать все чаще. И дело не только в желании создать исключительно свое, оригинальное и свойственное этому региону. Вроде «Золотого шлягера» в Могилеве и «Славянского базара» в Витебске... А еще и в понимании: сегодня подобные действа, шоу, форумы — это здоровый самопиар, развитие туризма, толчок для многих сопричастных сфер. Понятно, идти по такому пути легче там, где традиции складывались годами и под собой имеют прочную финансовую основу. А когда, скажем, вид искусства не столь популярен и шаги делаются едва ли не с чистого листа? Реально ли оторваться от подпитки бюджета и стоит ли вообще затевать?


На мой взгляд, определенно стоит. Особенно, когда фестиваль, что называется, просится. Не для галочки и отчета. А лежит на поверхности. И для его воплощения всего–то не хватает поддержки и толчка. Такова, по–моему, природа открытого фестиваля этнокультурных традиций «Зов Полесья», который совсем недавно зародился в Петриковском районе. Показать сохранившуюся на этом «островке» полешуковскую культуру и промыслы — вот его миссия, год от года все больше привлекающая гостей из разных уголков ближнего и дальнего зарубежья. Или праздник неглюбского рушника на Ветковщине. Один раз прошел, а сколько собрал увлеченных людей! Эти примеры подтверждают: когда многое есть для того, чтобы подобные фестивали набрались реальной силы и стали визитной карточкой регионов, все получается красиво.


Понятно, им не сразу обрести самодостаточность. Без грамотного маркетинга и качественной рекламной кампании такие действа вряд ли когда–нибудь обзаведутся собственным бюджетом. Но если изначально в любое творческое начинание закладывать рациональное зерно, то цели вполне можно достичь.


В Гомеле сейчас, например, в разгаре подготовка к VII Международному фестивалю хореографического искусства «Сожский хоровод». В городе он пройдет 13 — 15 сентября и соберет около 400 участников из разных стран мира. Уже который год власти, поддерживая этот творческий форум, стремятся презентовать Гомель как танцующую столицу Беларуси. Причем еще несколько лет назад организаторы, подавая событие, расставляли акценты так: хореография — не популярная музыка, здесь сильно не заработаешь. Основная нагрузка по его поддержке ложится на бюджет.


Думаю, и сейчас мало что в этом раскладе изменилось. Хореографические коллективы по–прежнему — это не раскрученные экранами популярные звезды эстрады. Однако ныне, рекламируя фестиваль, местная власть делает уже другой акцент: прежде всего на зрелищность, которую ждет публика, и в таком концепте — творческий форум. Конкурсная программа для участников прежняя: народно–сценический танец, эстрадный, современная хореография. Отдельной строкой — турнир бальных танцев. А параллелью — впечатляющее шоу–открытие фестиваля, концерты известных исполнителей и коллективов Беларуси и России, показательные выступления конкурсантов...


И.о. начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского горисполкома Екатерина Дегтярева помогает рассмотреть «прагматичную» сторону нынешнего «Сожского хоровода». Да, пока не без поддержки бюджета. Но впервые организаторы культурного действа столь плотно подошли к зарабатыванию денег на реализации концертно–зрелищных услуг. Программу хореографического фестиваля насытили звучными именами и ансамблями, билеты в продаже. А еще продумали «танцевальный» туристический маршрут — он также появится в дни «Сожского хоровода». Гомельские турагентства уже поработали с базами отдыха и санаториями. Их клиенты знают: в предстоящие выходные Гомель будет «танцевать» по полной программе.


Очевидно, для большинства наших фестивалей, известных и начинающих, нынешний этап — начало рационального пути. Чтобы такие праздники действительно сделать брэндовыми и узнаваемыми, мало повторить известное. Нужно придумать свое и учиться на том зарабатывать.

 

Советская Белоруссия №170 (24307). Среда, 11 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter