Культурная экономика

«Славянский  базар  в  Витебске»  завершился,  но  у  Летнего  амфитеатра  есть  задачи  не  только  на  лето

«Славянский  базар  в  Витебске»  завершился,  но  у  Летнего  амфитеатра  есть  задачи  не  только  на  лето

Отзвучали фанфары. На улицах Витебска даже непривычно от наступившей тишины. Однако это тишина кажущаяся. Уже на следующий день после завершения работы международного фестиваля искусств по традиции проходит заседание его организационного комитета. Нынче традиция не нарушена. Как отметил заместитель премьер-министра Республики Беларусь Александр Косинец, это необходимо для того, чтобы подвести итоги, отметить положительные результаты и заострить внимание на проблемных моментах. 

За последние десять лет «Славянский базар» стал не только уникальным культурным мероприятием, но и своего рода послом мира, дружбы и взаимопонимания между народами всей планеты. Вот и в нынешнем году участие в его работе приняли 34 государства. Практически со всех континентов. Во всех отношениях фестиваль искусств подтвердил свой статус международного. 

Неоспоримый авторитет «Славянского базара в Витебске» в том, что его постоянно патронирует глава государства. На обеспечение жизнедеятельности фестиваля только в нынешнем году использовано 3,4 миллиарда белорусских рублей, в том числе 1 миллиард 400 миллионов — из бюджета Союзного государства. 

С другой стороны, выручка от реализации билетов на все мероприятия «Славянского базара» составила 3 миллиарда 50 миллионов белорусских рублей. 

Для сравнения: в прошлом году от реализации билетов получено 2 миллиарда 250 миллионов рублей. Динамика вроде положительная, но не располагающая к «головокружению от успеха». 

Тем более, как подчеркнул Александр Косинец, уникальный Летний амфитеатр обошелся для нашего народа и государства недешево. Фактически в прошлом году он перестроен заново, и в реконструкцию с гигантским «зонтиком» над зрительным залом вложено 47 миллиардов рублей. И это не следует понимать как благотворительность или как милостыню. По большому счету солидный кредит от государства надо отрабатывать. 

Каким образом? 

Фестиваль прошел, но Летний амфитеатр должен продолжать работать. И не только летом. Начало этому положено. В прошлом году сцена Летнего амфитеатра в «межсезонье» заработала около миллиарда рублей. А в идеале следует стремиться к тому, чтобы фестивальный комплекс вышел на самоокупаемость. 

Резервов здесь в изобилии. Достаточно заметить, что заполняемость площадки Летнего амфитеатра даже в дни «Славянского базара» не превысила в среднем 70 процентов. Открытие и закрытие фестиваля с полным аншлагом – не в счет. А вот в остальные дни и ночи зрительный зал имел большое количество свободных мест. Особенно плохая посещаемость концертного зала на конкурсах молодых исполнителей. Это ненормально. Причем ситуация повторяется из года в год, из сезона в сезон. 

Предлагается новая концепция реализации билетов на фестивальные мероприятия. Для этого надо, чтобы билеты заблаговременно распространялись не только в Витебске, но и в других областных центрах, в столице нашего государства и даже за пределами страны. Плюс реализация их через Интернет. Тогда ни на одном из концертов не будет свободных мест. По мнению Александра Косинца, новая концепция реализации билетов на мероприятия «Славянского базара» позволит получать не 3, а 6 миллиардов рублей выручки. 

И стыдиться этого не следует. Ведь что такое базар? В переводе с татарского он означает торговлю на открытой местности. А  «Славянский базар», пусть и в современном контексте, тоже торговля. В том смысле, что артисты, художники, музыканты, композиторы продают свой товар. Зрители его покупают. Хороший товар востребован в полном объеме. Если попадается похуже, то и спрос на него слабый. Здесь есть над чем поразмыслить. 

Репертуар должен быть качественным и привлекательным. И это одно из слагаемых 100-процентной заполняемости Летнего амфитеатра. 

Есть и другие оригинальные проекты. Уже недостаточно только Дней Беларуси, России и Украины на «Славянском базаре». Есть смысл разработать программы Дня Европы, Дня Африки или Дня Америки. Чтобы были представлены все континенты с их духовными сокровищами и талантами. 

А туристический бизнес? 

К сожалению, фестивальная столица не использует всех его возможностей. Для гостей и туристов из ближнего и дальнего зарубежья явно недостаточно разработано оригинальных схем и маршрутов. Для туристической индустрии это настоящий Клондайк. 

Вряд ли заслуживает положительного отзыва выставка-ярмарка потребительских товаров на «Славянском базаре». Прежде всего потому, что она не удивила изобилием товаров отечественных производителей. Скорее, наблюдалось изобилие иного – иностранного ширпотреба. Зачастую не самого качественного, не самого оригинального. Не за державу, образно выражаясь, а за собственного нерасторопного товаропроизводителя обидно… 

На заседании оргкомитета рассматривался также ряд других важных проблем и направлений. Неоднократно подчеркивалось, что фестиваль искусств может и должен продолжаться как мероприятие высочайшего духовного уровня. И одновременно как мощное экономическое предприятие. Как сплав элитной культуры, экономики и политики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter