Источник: Знамя юности
Знамя юности

Обзор книг, музыкальных альбомов и фильмов

Культтренд

Книжный обозреватель Сергей АСТАПЕНКО

Когда творчество проигрывает бизнесу

Лисбет Саландер опять вляпалась в неприятности. Посмотрим, как она выпутается из них на этот раз.

Давид Лагеркранц, Стиг Ларссон «Девушка, которая искала чужую тень»

Романы о приключениях хакерши Лисбет Саландер, познакомившие наших читателей с остросюжетной литературой Северной Европы в целом и со шведскими детективами в частности, теперь, увы, поставлены на поток и превратились в коммерческую серию. Нельзя сказать, что сюжеты однотипны и беззубы – нет, это по-прежнему добротные триллеры, которые поклонники примут с радостью. Огорчает другое – в наше время всякий популярный массовый продукт обречен на сиквелы и бесконечные продолжения, превращающие героев в бездумных двигателей сюжета. Судя по всему, законы бизнеса в очередной раз победили чистое творчество.

Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Написанный на волне шестидесятнического оптимизма, когда полеты к далеким звездам казались грядущей реальностью, а ежедневность преподносила все новые сюрпризы в виде поразительных открытий и технических достижений, «Понедельник...» объединил все эти, слегка наивные ожидания. Это произведение о новом типе человека, увлеченного работой до полного в ней растворения, а также о величии завтрашнего дня перед днем сегодняшним. Увы, надеждам интеллигенции и рабочего класса не суждено было сбыться – последний гвоздь в крышку гроба упований на лучшее вогнали безысходные 90-е, а повесть Стругацких осталась памятником всему лучшему, что было в развалившейся на части стране.

Густав Майринк «Голем»

Классическое произведение выдающегося австрийского прозаика, заложившего основы современной готической литературы и в особенности фантастики. «Голем», роман о трагедии творца и драме его детища, был блестяще экранизи­рован. Образец экспрес­сионизма до сих пор вдохновляет многочисленных авторов-визионеров.

Писатель, сценарист Андрей ОСТРОУМОВ

Любовь из ноутбука

«Мистер Штайн идет в онлайн» (режиссер Стефан Робели, Франция – Германия – Бельгия, 2017)

Легкая, истинно французская комедийная мелодрама с Пьером Ришаром в главной роли. В оригинале фильм называется «Один профиль на двоих». Сюжет не нов и напрямую отсылает зрителя к известной пьесе Ростана. Но если прототип Сирано де Бержерака стеснялся своего носа, то главному герою Пьеру приходится стесняться своего возраста. По словам режиссера, главный герой его картины – интернет. Ведь именно благодаря всемирной паутине закручивается классическая история с любовным треугольником, чудесно разыгранная талантливыми актерами в атмосфере романтических парижских локаций.

Фабула проста: чтобы отвлечь от одиночества дедушку Пьера, внуки дарят ему ноутбук, а преподать основы компьютерной грамотности подсылают молодого писателя-неудачника Алекса. Сообразительный дед быстро осваивается, втягивает учителя в амурные махинации, цель которых – соблазнение симпатичной бельгийской дамы, в которую, как оказалось, просто невозможно не влюбиться.

Подобные истории зритель видел тысячу раз, но эта получилась настолько искренней и красивой, что жалеть о потраченном времени точно не придется. Ришар прекрасен в своем почтенном возрасте. В его взгляде столько глубины и трогательной наивности, что режиссер не стесняется лишний раз показать крупным планом игру его глаз. Приятно выглядят в ленте и мелкие глупости, такие, например, как вставленные в слот компьютера фотографии для отправки по электронной почте, раскрытие настоящих окон вместо окон браузера и оплошность с фото рекламной красотки, которую один из героев выдает за свою жену. Фильм о мистере Штайне – это не история о конфликте поколений. Скорее, наоборот – о единстве интересов, в которых возраст не играет никакой роли. Обучиться интернету гораздо проще, чем обучиться жизни. И пускай все это выглядит немного абсурдно, картина заканчивается единственно возможным логичным финалом, где каждый извлекает свой урок и остается счастлив.

Диджей Алиса КУПЕР

В королевстве кривых зеркал

И страшно, и смешно.

Deerhof - Mountain Moves 2017

Ребята из Сан-Франциско звучат безо­пасно, невинно и жизнерадостно. И при этом музыканты говорят нам в своих песнях: «Оставайтесь в живых, если можете спать по ночам. Спите по ночам, если способны оставаться в живых». Многослойные и цветные композиции перетекают из одной формы в другую, как будто перехватывая сообщения из параллельного мира, произнесенные нежными голосами нараспев: «Иди сюда, скажи, ну, кто здесь трус?!»

Little Fantastic Partner - Mistake 2017

Тусклая, как жизнь при свечах, драматичная, как брови Эдварда Руки-Ножницы, музыка из Саратова. Будь тексты этой группы трижды плохи (а это вовсе не факт), мало кто заметил бы – руки до них доходят не в самую первую очередь. Вокал тут больше смахивает на дополнительный инструмент, чем на лидера мнений. Беглые выводы можно сделать по названию треков и мелодике, но желание танцевать идет на опережение.

Marilyn Manson - Heaven Upside Down 2017

Мэнсон никак не собирается увольняться со своей должности темного надзирателя. Он, многими клейменный еретиком и монстром, номинально является поп-артистом, который занимается тем, что в грубой отталкивающей форме оставляет комментарии о несовершенстве такого же грубого и отталкивающего общества лицемеров и марионеток. Он – кривое зеркало, темное отражение прайм-тайм и ироничный оскал участников ток-шоу.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter