Обзор книжных новинок, музыкальных альбомов и фильмов
Книжный обозреватель Сергей АСТАПЕНКО: Фантазия или реальность
Макс Фрай выпустил очередной том сказок старого Вильнюса. Утверждая при этом, что все написанное – правда от первого до последнего слова. Поверим и проверим?
В одном из интервью Фрай как-то заявил, что он, по сути, реалист-бытописатель, практически «деревенщик». Только вот мир, который автор описывает, несколько отличается от нашего, хотя в нем все логично и подчиняется определенным законам и правилам. Что ж, с этим трудно не согласиться, видя, с какой любовью писатель рассказывает о родном городе, тайных и волшебных местах, а также о странных обитателях, его населяющих. Все это подано изящно и со вкусом, что еще раз подтверждает: Фрай – один из лучших литературных стилистов.
Станислав Лем «Эдем»
«Мы слишком разные» – наверное, такой эпиграф можно выбрать к этой книге знаменитого польского фантаста. И действительно, попавшим на другую планету в результате аварии землянам не удается установить полноценного контакта с ее обитателями из-за различий в развитии и мышлении. Роман – одна из частей условной трилогии, в которую также входят известные «Солярис» и «Непобедимый». Никто еще так подробно и реалистично не описывал чужие миры и их обитателей, как Лем.
Михаил Шолохов «Тихий Дон»
Именно на этой книге Прилепин, по его утверждению, учился искусству писателя. Яркие характеры, сочный стиль, жесткая правда жизни, в свое время создавшая препятствия на пути романа в печать, – все это сделало его одним из наиболее знаковых произведений русской литературы XX века. До сих пор идут споры о том, самостоятельно ли Шолохов создал этот шедевр или всего лишь с присущим ему блеском обработал потерянный дневник безымянного белогвардейца. Нам же остается только восторгаться замечательным произведением.
Писатель, сценарист Андрей ОСТРОУМОВ: Бес монаху брат родной
«Монах и бес» (режиссер Николай Досталь, Россия, 2016)
Редко удается отыскать в огромном потоке российской кинопродукции нечто стоящее. Но иногда чудеса случаются. Примером тому замечательный фильм Николая Досталя, снятый по сценарию Юрия Арабова. Сценарий написан по просьбе режиссера и лично для него.
В итоге получилась сумбурная комедия с элементами фантастики. Именно так позиционируют ленту прокатчики. Но «Монах и бес» – это еще и исполненная на грани цензуры едкая сатира на политические российские реалии и дела церковные. Не смеяться здесь не получится даже у верующих. Николаю Досталю, правда, пришлось ответить на несколько каверзных вопросов верхушки Русской православной церкви, но, слава Богу, все разрешилось мирно.
В основе сюжета – две истории о жизни святых, которых искушал дьявол. Действие перенесено в XIX век и красиво отыграно в монастырских и настоящих библейских локациях. Особо хочется отметить замечательную игру актера Тимофея Трибунцева. Смотришь на него, веришь, сочувствуешь и расплываешься в улыбке. Хорош и «вселившийся» в главного героя бес в исполнении Георгия Фетисова, а также настоятель монастыря Борис Камордин. И, конечно, Роман Мадянов, явившийся настоятелю видением.
Убедительно представлены образы царственных персон. Ни одного пустого слова, все чинно и элегантно. Реплики шикарны – от тонких аллегорий до неприкрытого сарказма. К середине картины вся юморина заканчивается и тихо переходит к контрастным «серьезностям» про беса. Зритель начинает сопереживать искусителю, которому настолько не повезло с «жертвой», что самому приходится перевоспитываться.
Несмотря на то, что режиссура намного уступает сценарной фантазии, «Монах и бес» – фильм точно не напрасный. Создатели не злоупотребили спецэффектами, снабдили хорошей музыкой, осторожно проехались по религиозной государственной проблематике, предоставив зрителю возможность лишний раз подумать.
Диджей Алиса КУПЕР: Пришельцы с перчинкой
Модная электроника, фортепианные концерты и гаражный рок.
Маленький аккуратный релиз из трех песен минского электронного трио. Это уже не тот стильный пост-панк, с каким они когда-то были застуканы публикой на городских концертах. От него вообще ничего не осталось, если смотреть правде в глаза. При этом парни довольно умело свернули в модную электронику. Песен пока всего три, но нет и капли сомнения по поводу смены курса.
M83 - Junk (2016)
От обложки французов веет трогательной ностальгией 1980-х, в музыке задиристо перекликаются фортепианные концерты с дискотекой нулевых. Масштаб воображения, конечно, вызывает симпатию. Как будто инопланетяне перехватили наконец-таки сигналы, которые человечество транслировало в космос десятилетиями, и слепили из обрывков информации нехитрый коллаж. Правда-правда, даже обратный отсчет имеется. Одним словом, танцевально.
The Kills - Ash & Ice (2016)
Этот сочный гаражный дуэт выглядит и звучит соблазнительно. Внешность с перчинкой американской вокалистки Элисон Моссхарт и английская гитара Джейми Хинса оставляют рубцы на сердце меломана. Или эстета, которому близки томность и небрежность черных узких штанов. Не надо много слов – претенциозный голос сам обо всем расскажет.