Село Воропаево на Витебщине издавна известно своими Воропаевыми

«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Село Воропаево на Витебщине издавна известно своими Воропаевыми...

Село Воропаево на Витебщине издавна известно своими Воропаевыми. Вот и к нам в «Культпросвет» написала целая семья Воропаевых. Они хотят найти еще несколько своих близких и однофамильцев. И если мы сможем им помочь, они предлагают вот что: вместо двойной фамилии, о которой мы подумывали в номере от 22 ноября, дать нам обоим литературный псевдоним «А.Н.Воропаев». Еще варианты от этой неугомонной семьи: «А.Н.Луцк–Мосарский», «А.Н.Черно–Рудой», «А.Н.Свидно–Кривой», «А.Н.Ожуно–Козловщинский», «А.Н.Свидно–Квач». Воропаевы сами берутся утрясти все вопросы правообладания со своими соседями: по именам близлежащих сел и агрогородков нам и предлагаются творческие псевдонимы. Но больше всего нас потряс вот какой: Осиногородок–Парижский. А в деревне с каким названием живете вы?


А.Н.: В 1913 году Максим Горький (тут я на всякий случай скажу, что это литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, а вдруг нас и школьники читают?) начал писать биографический роман «Детство», затем продолжил его романом «В людях». Это было в Санкт–Петербурге, куда Горький приехал с Капри.


А.Н.: Ах, Капри, Капри... Но мы не об этом! В 1923 году, уже на курортах Германии, Горький пишет заключительную книгу трилогии «Мои университеты». И было бы странно, если бы по этим книгам не сняли фильм.


А.Н.: И сняли! В 1938 и 1939 годах на студии «Союздетфильм» Марк Донской снимает 3 картины, которые так и называются: «Детство Горького», «В людях» и «Мои университеты». Интересно, что если в первых двух роль Алеши исполнял Алексей Лярский, то в третьем фильме режиссер сменил его на Николая Вальберта.


А.Н.: Видимо, потому, что Вальберт был очень похож на самого Максима Горького. Но счастья — кинематографического — ему это не принесло: это единственная роль Николая, больше он в кино не снимался.


А.Н.: А как вам трилогия вообще, А.Н.?


А.Н.: Мне Горький тяжело давался, не мой это писатель. Но! Это совершенно не означает, что Горького можно не знать и не читать. Русскую литературу начала XX века, по–моему, без Горького понять невозможно.


А.Н.: И не только первой половины.


А.Н.: Первый съезд советских писателей готовил Горький, Союз писателей тоже создавал Горький, и вообще — это фигура и литературная, и историческая, влиятельная и знаковая. Например, после смерти мозг Горького не был кремирован, а был отдан в Институт мозга для исследований.


А.Н.: Не много в СССР было мозгов, удостоенных такого внимания! Так что посмотрите — в понедельник, вторник и в среду на «Беларусь 3» вся трилогия Марка Донского по автобиографическим романам Максима Горького.


А.Н.: Всю неделю канал–подарок показывает нам фильмы Михаила Пташука. В том числе и его лучшие, на мой взгляд, работы — «Наш бронепоезд», «Знак беды» и «В августе 44–го. Начало».


А.Н.: Роман В.Богомолова «Момент истины» хотели экранизировать и А.Тарковский, и В.Жалакявичюс, известный по фильму «Никто не хотел умирать». И если Тарковский просто не успел, то литовскому режиссеру экранизацию запретил сам автор романа, считая, что нечего делать из его произведения вестерн.


А.Н.: Ну и прав был, по–моему! Роман, как и фильм М.Пташука, глубже. Мало книг и картин, в которых правдиво раскрывается реальная работа спецслужб. А «В августе 44–го» очень точно показывает нам будни контрразведки «СМЕРШ», что просто необходимо для молодого поколения.


А.Н.: Да и для того, которое пережило перестройку, тоже! Я, например, смотрел «В августе 44–го» три раза и в пятницу собираюсь глянуть еще раз.


А.Н.: Присоединяйтесь!


А.Н.: Завтра одна из ваших любимых певиц будет праздновать день рождения.


А.Н.: Подождите, дайте угадаю...


А.Н.: Подскажу: Майя Кристалинская?


А.Н.: Нет, Майечка в феврале...


А.Н.: Ирина Понаровская?


А.Н.: Да нет, Ириша в марте... Знаю! Это Искуи Абалян.


А.Н.: Точно! Родилась она, кстати, в городе Фрунзе — теперь это Бишкек, столица Кыргызстана.


А.Н.: А как же Абалян?


А.Н.: А это родители — их корни из Нагорного Карабаха. Потом семья переехала в Смоленск, там Искуи окончила музыкальное училище.


А.Н.: А потом и Белорусскую академию музыки по специальности «Дирижер хора». И уехала в Могилев руководить хором Могилевского лицея музыки и хореографии.


А.Н.: Как же много нашей стране дала Могилевская область!.. Ирина Дорофеева, Инна Афанасьева, Петр Елфимов... Иван Якименко, наконец.


А.Н.: А кто это?


А.Н.: А, вы его не знаете! Вот и Искуи Абалян, не задержавшись в областном центре, вскоре перебралась в Минск, но осталась работать в Могилевской филармонии.


А.Н.: Да, помню, она в Бобруйске пела со своей дочкой Кристиной. Вообще, профессиональные династии — это здорово! Династия токарей, чиновников, Анатолия Ярмоленко, вот теперь подрастает династия Абалян.


А.Н.: Вы иронизируете?


А.Н.: Ну если только чуть–чуть. А всех телезрителей приглашаю в воскресенье посмотреть программу «Золото» — так называется сольный концерт Искуи Абалян на «Беларусь 3».

 

Советская Белоруссия №235 (24372). Пятница, 13 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter