А.Н.: Если говорить об именах, которые ассоциируются у меня, например, с созданием нашей державы, то это Миндовг, Ольгерд, Ягайло и Витовт.
А.Н.: Мы говорим о Беларуси?
А.Н.: Мы говорим о Великом княжестве Литовском. Которое началось в Крево и Новогрудке, которое, было время, простиралось от моря до моря.
А.Н.: И кино, которое на нашем канале покажут во вторник и четверг, — о расцвете княжества. «Западня для зубра. Ягайло» и «Западня для зубра. Витовт» — так называются фильмы, снятые режиссером Виктором Шевелевичем в 1994 и 1995 годах.
А.Н.: Самой большой проблемой для всех государств и империй всегда был вопрос престолонаследия. И многодетности.
А.Н.: Ну, действительно, было у царя три сына — кому что достанется? Тут мельник разобраться не может, что кому отдать, имею в виду «Кота в сапогах», а великому князю что делать, если у него своих 12 сыновей да 7 дочерей, да еще есть брат родной, у которого 9 детей?
А.Н.: Это вы говорите об Ольгерде и Кейстуте, отцах Ягайло и Витовта? Так и начинался во многих случаях упадок — с междоусобной войны за наследство. В случае ВКЛ ее удалось, в общем, избежать, но цену пришлось заплатить высокую. Тем, кто знает историю родной страны, ничего рассказывать не нужно, а те, кто не знает, пусть смотрят фильм и набираются знаний.
А.Н.: Два замечательных кино приготовил нам в пятницу первый социокультурный телеканал страны. «Мы из Кронштадта» — фильм, который в детстве на меня произвел просто неизгладимое впечатление.
А.Н.: Это 1936 год, режиссер Ефим Дзиган, картина снята по пьесе и сценарию Всеволода Вишневского. Но что именно потрясло вашу ранимую детскую душу?
А.Н.: Вы не поверите — правда. Всеволод Витальевич, как к нему ни относиться, писал крепко. И правдиво. И вот представьте: я–то воспитан на том, что наши «Неуловимые мстители» всегда неуловимы и всегда побеждают, а если даже кто–то и гибнет в конце — так это Буба Касторский, которому все равно скоро эмигрировать! И тут мне вдруг рассказывают историю — талантливо рассказывают, мощно! — о том, как гибнут все моряки Кронштадта, отправившиеся на войну с Юденичем. Все, кроме одного. И до победы наших еще ой как далеко...
А.Н.: То есть это был ваш первый опыт прикосновения к реализму вообще и жестокой правде жизни в частности?
А.Н.: Совершенно верно. И еще один фильм о гражданской войне — но на этот раз по повести Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».
А.Н.: Это одна из самых трагических историй советского кино. 1967 год, оттепель такая, что уже даже распутица. И Александр Аскольдов в качестве своей дипломной работы по своему же сценарию снимает фильм «Комиссар». С Нонной Мордюковой, Роланом Быковым и Василием Шукшиным в главных ролях. Несмотря на великолепную работу актеров, картина была запрещена. И не просто запрещена: с киностудии имени Горького Аскольдов был уволен с формулировкой «профессионально непригоден».
А.Н.: И больше этот режиссер фильмы не снимал. Тем не менее уже во время перестройки лента была удостоена множества наград. Каковой факт, на мой взгляд, вызывает некоторую настороженность.
А.Н.: «Если тебя хвалит враг — значит, ты сделал глупость»?
А.Н.: Да, Фердинанд Август Бебель. Но, как говорят те, кто Бебеля путает с Бабелем: «Дайте уже доктору составить себе мнение». Давайте посмотрим знаменитый фильм «Комиссар». Пятница, Александр Аскольдов.
Советская Белоруссия №209 (24590). Пятница, 31 октября 2014.