«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Здравствуй, читатель!

Здравствуй, читатель! Мы вот посовещались и решили, что «культпросветом» не стыдно заниматься всю жизнь. Поэтому предлагаем очередной диалог, после прочтения которого вам, быть может, захочется и фильм посмотреть, и разгадать, кто же все–таки из нас скрывается за таинственными буквами «А.Н.». Внимание, мотор, начали!


А.Н.: 1934, 1937, 1938... Это я перечисляю не годы репрессий, как могло бы показаться либеральной интеллигенции. Это годы, когда на экраны большой страны выходила трилогия «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». И все три фильма «Беларусь 3» планирует показать нам с вами в четверг.


А.Н.: Причем Максим, для читателей–стилистов, это не тот Мак Сим Каммерер, что у Стругацких или у младшего Бондарчука. Это Борис Петрович Чирков, у которого с этой трилогии и начался, по сути, триумф в советском кинематографе.


А.Н.: А композитором во всех трех фильмах выступил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, о музыке которого весьма лестно отозвался Иосиф Виссарионович Сталин.


А.Н.: Когда?


А.Н.: Вот в те годы, в тридцатые, и отозвался.


А.Н.: И что же он сказал?


А.Н.: «Хорошая культурная музыка, особенно в прологе». И еще похвалил сольные номера гармони.


А.Н.: Шостакович и гармонь — это уже интересно... А вообще, эта трилогия, снятая на «Ленфильме» Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом, тогда сильно напугала Запад.


А.Н.: Во Франции, например, картина была просто запрещена к показу. А в тогдашней мировой автомобильной столице Детройте — высокий полицейский чин сказал следующее: «Фильм является советской пропагандой и может внушить классовую ненависть к правительству и социальному порядку Соединенных Штатов». И на основании этого тоже запретил ленту к показу.


А.Н.: Но вы знаете, что первый сценарий, который был написан еще в 20–х годах, предполагал совсем другого Максима?


А.Н.: Первоначальный сюжет был такой: юноша из местечка на западной окраине Российской империи — его участие в Октябрьской революции — карьера авторитетного и всемирно известного дипломата. Для исполнения главной роли планировался Соломон Михоэлс, а играть он должен был фактически наркома Максима Литвинова, которого в Белостоке многие знали как Меер–Геноха Моисеевича Валлаха.


А.Н.: В итоге от того сюжета осталось только имя — Максим. И, говоря о трилогии, можно даже про Чиркова забыть, но нельзя не сказать о Михаиле Жарове!


А.Н.: Вот это тот случай, когда фильм мгновенно вспоминают по эпизоду! Бильярд в исполнении Жарова и Чиркова.


А.Н.: А на самом деле удары исполнял известный питерский игрок Жорж Гаев.


А.Н.: И все эти эффектные ужимки и присказки Жарова в роли Платона Дымбы, наконец, песенка «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить» в его исполнении — это классика ролей второго плана!


А.Н.: Жаров потом даже машину у правительства СССР просил на основании того, что, мол, невозможно выйти на улицу — мальчишки бежали за ним и кричали: «Смотрите, цыпленок жареный идет!»


А.Н.: Да, вот как приходит слава. В общем, давайте с удовольствием смотреть.


А.Н.: Знаете ли вы режиссера по фамилии Чубайс? А по фамилии Смирнов? Так вот, Авдотья Смирнова, имеющая отношение к обеим этим фамилиям, в 2008 году сняла 4–серийный фильм «Отцы и дети», который в субботу «Беларусь 3» предлагает вниманию искушенного зрителя.


А.Н.: Это вторая картина режиссера Авдотьи Андреевны Смирновой, которую некоторые причисляют к числу ведущих современных российских кинорежиссеров.


А.Н.: Дуня, как назвали ее родители, написала сценарий ленты по роману Тургенева вместе с Александром Адабашьяном и снимала его в орловском имении Ивана Сергеевича. А потом перебралась в поместье Федора Тютчева — оно неподалеку по нынешним временам. Так что, кроме пары Юрский — Тенякова, кроме отца Дуни — Андрея Смирнова, в фильме также можно посмотреть и на красивые картины заповедников «Спасское–Лутовиново» и «Овстюг».


А.Н.: Получается двойная выгода, даже тройная: «Отцы и дети» можно не читать, а смотреть; «побывать» в музеях–заповедниках даже там, куда не пускают простых посетителей; ну и оценить — и фильм, и актеров.

 

Советская Белоруссия №207 (24344). Пятница, 1 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter