Культпросвет от Домарацкого и МуковозЧика

Знаете ли вы, уважаемые читатели, что такое «Денежный поезд»?
Знаете ли вы, уважаемые читатели, что такое «Денежный поезд»? Мы сначала подумали, что это кино про знаменитую «двойку» Минск — Москва. Но все оказалось еще интереснее! Затем мы нашли в программе канала «Беларусь 3» фильм, который обязательно нужно посмотреть юным девушкам из Самохваловичей и Домоткановичей. Но и об этом в нижележащей колонке не будет ни слова. Почему? Потому что «Культпросвет» нужно не только читать, но и смотреть! Хотя и для читателей мы подготовили несколько интересных фактов.

А.Н.: Казалось бы, современной публике рассказывать о трилогии А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» бессмысленно. Но это только кажется. А если вспомнить о режиссере Марке Донском?

А.Н.: После выхода в 1938 – 1939 гг. его кинотрилогии по романам Алексея Максимовича на Западе имя Донского стали упоминать в одном ряду с Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко. Он не создавал «новый киноязык», не открывал «другую эстетику» — он просто снял все то, о чем писал Горький, и показал это зрителям.

А.Н.: Когда Запад Горького читал, то все образы, по–видимому, как–то «трансформировались» в западных мозгах к некоему привычному шаблону. А вот когда Запад УВИДЕЛ, о чем же на самом деле писал Горький, — вот тут и наступил культурный шок. И в этом большая — главная! — заслуга Марка Донского.

А.Н: Не зря режиссер получил Государственную премию СССР и три Сталинских премии, одну из них — вот за эту кинотрилогию. Как–то «вдруг» оказалось, что можно ничего не придумывать, не наворачивать — просто сними то, что написано, и получится шедевр.

А.Н.: В общем–то так кино и было задумано. Поэтому весьма и весьма рекомендуем посмотреть: среда — «Детство», четверг — «В людях», пятница — «Мои университеты».

А.Н.: К дням рождения нежно нами любимых режиссера Николая Пинигина и актера Виктора Манаева первый социокультурный приготовил подарок: спектакль «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл». Эта постановка создана по оригинальным текстам княгини Франтишки Уршули Радзивилл, которую считают основоположницей профессионального театра в Беларуси.

А.Н.: Спектакль — попытка реставрации замкового театра барочного типа середины XVIII века. И состоит он из трех частей: балет «Робкая любовь», опера «Похищение Европы» и комедия «Распутники в западне».

А.Н.: Как режиссер удержался и не добавил современную четвертую часть драму «Суд Первомайского района» — можно только догадываться! Может, обстановка не позволила: спектакль идет в живых декорациях Несвижского замка.

А.Н.: Особенно приятно, что канал–просветитель все больше ставит в эфир современных съемок. Вот эта, например, 2012 года. А покажут спектакль в четверг. Смотрите и празднуйте!

А.Н.: В субботу на нашем канале киношедевр Эмиля Лотяну «Анна Павлова». Так вот, знаете ли вы, что в этом фильме снялся сам Мартин Скорсезе, которого мы знаем как режиссера? Он не упускал возможности сняться в кино, и не только в чужих, но и в своих фильмах.

А.Н.: Так было в 73–м году в «Злых улицах», так было в 80–м в фильме «Бешеный бык», в 86–м — «Цвет денег», ничего не пропустил?

А.Н.: Да, в «Последнем искушении Христа» он не рискнул сниматься. А вот в «Таксисте» в 1976 году — снялся! И именно этот фильм с Робертом де Ниро в главной роли первый социокультурный покажет нам в воскресенье.

А.Н.: «Таксист» — это, можно сказать, один из первых знаковых фильмов и режиссера Мартина Скорсезе, и вообще мирового кинематографа. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 1976 году, а в следующем 77–м была трижды номинирована на «Оскар» — как лучший фильм, лучший актер (Роберт де Ниро) и лучшая актриса второго плана (Джоди Фостер).

А.Н.: А вот «Оскар» режиссер Скорсезе получил только с шестого раза! Он был номинирован за фильмы «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа», «Славные парни», «Банды Нью–Йорка», «Авиатор» и в 2007 году за фильм «Отступники» — и вот тогда, наконец, получилось.

А.Н.: О самом фильме рассказывать не будем?

А.Н.: Ну если того, что мы поведали о режиссере, недостаточно, то я уж и не знаю... Вот еще что можно добавить: кино бывает разное, но «Таксиста» смотреть, как говорится, обязательно.

Советская Белоруссия №139 (24522). Пятница 25 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter