«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Операция «Багратион» — пятый удар из знаменитых «10 сталинских ударов»

Дорогие читатели, знаете ли вы, что у одного из нас отец — военный кавалерист, а у другого — нет? А ведь это горькая правда, хотя мы оба сидим на лошади, честно сказать, чуть хуже, чем в офисном кресле. Тем интереснее для вас будет задача: по тексту сегодняшней колонки попробуйте угадать, который из нас вырос у стремени боевого коня, а который жеребца впервые увидел в деревне под Миром, когда замок еще лежал в развалинах? Первому угадавшему — приз: сборник авторских текстов «Невошедшее».


А.Н.: Операция «Багратион» — пятый удар из знаменитых «10 сталинских ударов». Это было новым словом в советском военном искусстве: впервые планировалось окружить и уничтожить даже не армию, а группу армий. И впервые наносились два главных удара: на Слуцк и на Осиповичи с окружением Бобруйска.


А.Н.: Кстати говоря, командовал немецкой группой армий «Центр» генерал–фельдмаршал Эрнст Буш.


А.Н.: Думаете, родственник?


А.Н.: А кто их теперь разберет? И вообще, операция «Багратион» по своей внезапности, эффективности, подготовке похожа на «Барбароссу». Настолько похожа, что даже Э.Буш за пару дней до ее начала отправился в отпуск, считая, что у него все хорошо — очень похоже на поведение Павлова в июне 41–го.


А.Н.: И началась она «в годовщину» — 22 июня 1944 года. Очень много, как вы говорите, исторических параллелей можно провести, вплоть до отступления Наполеона через Березину.


А.Н.: В итоге за 2 месяца наши войска вышли к Юрмале и Варшаве, Беларусь была полностью освобождена, а почти 60 тысяч пленных немцев были проведены по улицам Москвы, после чего улицы были вымыты. Обо всем этом и о многом другом вы узнаете еще больше, если смотрели на прошлой и посмотрите на этой неделе «Хроники Победы» — 6–серийный документальный фильм, в понедельник — уже 4–я серия.


А.Н.: Со вторника первый социокультурный продолжает обещанный показ киноэпопеи «Освобождение»: фильмы «Огненная дуга», «Прорыв» и «Направление главного удара». Режиссер — Юрий Озеров, сценарий написали Юрий Бондарев и наш земляк Оскар Курганов, он же — Оскар Иеремеевич Эстеркин, фильмы делались 4 года, начиная с 1968–го.


А.Н.: А знаете ли вы, что первая лента эпопеи больше года пролежала на полке? Дело в том, что слишком многие из участников событий были еще живы. И весьма ревниво следили не только за тем, как они получились на экране, но и как они получились в истории.


А.Н.: И что, Жуков был недоволен Ульяновым?


А.Н.: Да нет. У Ульянова это стало фирменной ролью, а Жукова к тому времени уже никто и не спрашивал. А недовольными остались консультант фильма Сергей Штеменко, министр обороны СССР Андрей Гречко и начальник главного политического управления Алексей Епишев.


А.Н.: А я помню! Дело дошло до того, что во втором фильме, в «Прорыве», Жуков типа советуется с Епишевым по поводу полосы удара армии, в которой тот был политработником.


А.Н.: Совершенно верно. Так что Леонид Брежнев, с которым впоследствии «советовались» все военачальники, был в этом смысле отнюдь не первым.


А.Н.: И тем не менее киноэпопея получилась, заслужила Ленинскую премию и в моей, например, памяти так и осталась грандиозным полотном про нашу победу. Так что смотрите: вторник, среда и четверг — «Освобождение».


А.Н.: Андрей Мычко — белорусский режиссер кино. Это тот самый Мычко, который снял фильм за собственные деньги — «Небо везде одинаковое» — и успешно прокатал его по белорусским областям.


А.Н.: Режиссер не только снимает кино за собственные деньги. Он сам пишет сценарий, сам набирает съемочную группу, сам монтирует, сам получает прокатное удостоверение, причем не только у нас, но и в России и Украине. Сам производит, сам сертифицирует, сам продает — чем вам не фермерский подход к кинематографу?


А.Н.: И его фильмы смотрят с интересом. Причем я не оговорился, использовав множественное число. После успеха своей первой драмы, Мычко тут же запустил в производство новый фильм, на этот раз комедийный.


А.Н.: И вот — очередная телевизионная премьера. В воскресенье на «Беларусь 3» выходит картина «Одолень–трава». Сюжет картины пересказывать не будем, а вот тот факт, что фильм снят за 3 недели с использованием только одной камеры, — вот это стоит отметить.


А.Н.: Получается, доходов с первого фильма не хватило, чтобы купить вторую камеру?


А.Н.: Выходит, так. Но я уверен, что все у Андрея Николаевича получится: и вторую камеру он купит, и новый монтажный компьютер, и еще на шампанское останется, чтобы отпраздновать очередной успех!

 

Советская Белоруссия №120 (24503). Пятница, 27 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter