Здравствуйте все, кто нервно ловит "горящие" путевки в Турцию и "сгорающие" - в Египет. Посмотрите на нас, на Александра и Андрея Николаевичей: вот мы спокойно сидим на своих креслах и рассказываем вам, что же посмотреть на канале "Беларусь 3" на следующей неделе. И никуда не спешим. А почему? А это секрет, доступный только постоянным зрителям программы "Культпросвет" и читателям одноименной колонки. Присоединяйтесь к их числу - и тогда вам тоже откроется истина!
А.Н.: В 1944 году, дабы не обижать флотоводцев, вслед за полководческими орденами Суворова и Кутузова были учреждены соответствующие награды для флота: ордена Ушакова и Нахимова. Но если Суворова и Кутузова знали хорошо, то кто такие Ушаков и Нахимов - люди интересовались.
А.Н.: Тогда моряки вышли с инициативой снять кино про этих замечательных флотоводцев. И в 1953 году на "Мосфильме" режиссер Михаил Ильич Ромм снимает первую часть дилогии, посвященной адмиралу Федору Федоровичу Ушакову. Картину так и назвали: "Адмирал Ушаков".
А.Н.: И эту ленту канал предлагает нашему вниманию в среду. А второй фильм назывался "Корабли штурмуют бастионы" и посвящен был не адмиралу Павлу Степановичу Нахимову, как многие, наверное, подумали, а снова Ушакову. Если первая картина - о победах русского флота на Черном море, то во втором рассказывается о средиземноморском походе Федора Ушакова, о его взаимодействии с Александром Васильевичем Суворовым, о соперничестве с адмиралом Нельсоном.
А.Н.: А как же Нахимов?
А.Н.: А кино про Павла Степановича сняли еще в 1946 году, и сделал это Всеволод Пудовкин. Но поскольку орден Нахимова младше ордена Ушакова, то и кино про Федора Федоровича Михаил Ильич делал двухчастным.
А.Н.: И вы думаете, зрителям теперь стало понятно, что смотреть?
А.Н.: Репетую: среда, "Адмирал Ушаков". Что непонятно?
А.Н.: Ох. Вот в субботу в нашем эфире шикарный фильмец - "Золото Маккены".
А.Н.: Как же, отлично помню эту ленту и очереди, которые стояли в кинотеатры. В 1969 году его сняли в США, в 1973-м показали на 8-м Московском кинофестивале, а в августе 74-го по всей стране. Грегори Пек, Омар Шариф и, главное, песня: "Только стервятник, старый гриф-стервятник..."
А.Н.: Музыка Куинси Джонса, перевод Леонида Дербенева, исполняет Валерий Ободзинский. Каньоны Аризоны, национальные парки Америки, апачи, мексиканцы, белые бандиты и герой-шериф... В общем, я уже сейчас готов смотреть это снова!
А.Н.: А в воскресенье приглашаем посмотреть и послушать Моцарта. Будут давать "Волшебную флейту" - оперу Иоганна Вольфганга в исполнении нашего Национального академического театра оперы и балета.
А.Н.: И не просто оперу - а зингшпиль-оперу.
А.Н.: Ну-ка, ну-ка.
А.Н.: Вот как вы думаете, люди сразу пришли к тому, чтобы петь на сцене без перерыва?
А.Н.: Я думаю, что сначала они на сцене все-таки говорили, декламировали, а хор - хорус - смирно стоял сзади и ждал кульминации. Ну или катарсиса.
А.Н.: Примерно так все и было. Так вот, зингшпиль-опера - это опера с разговорными вставками. Не с речитативами, подчеркиваю, а с разговорами.
А.Н.: Этакий мюзикл, где песни перемежаются текстами?
А.Н.: Примерно так. Зингшпиль-опера была очень популярна в Германии и Австрии, и только с появлением классической итальянской оперы постепенно уступила сцену ей. "Волшебная флейта" - виртуозное произведение Моцарта, ставшее как бы мостиком между тем прообразом оперы, которое называли зингшпиль-опера, и той оперой, которую мы знаем теперь.
А.Н.: Это ведь, насколько я помню, последнее произведение Моцарта?
А.Н.: Да, в том же году композитора не стало. А "Волшебную флейту", где Заратустра перемешан с мистериями Исиды и Осириса, мы слушаем до сих пор.
А.Н.: И особенно внимательно ее слушают, если я не ошибаюсь, масоны и прочие вольные каменщики?
А.Н.: Да, говорят, что Моцарт в ней зашифровал многие масонские символы, раскрыл некоторые тайны и чуть ли не из-за этого был убит.
А.Н.: Страсти-то какие! Какой нас ждет замечательный воскресный вечер.
Советская Белоруссия №100 (24483). Пятница, 30 мая 2014 года.