«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Бывают теленедели, когда хочется рассказать буквально о каждом фильме...

Бывают теленедели, когда хочется рассказать буквально о каждом фильме: и о «Мама, я живой» со Стефанией Станютой во вторник, и о «Третьей ракете» по повести Василя Быкова в четверг. Про сыщика Ивана Дмитриевича Путилина, сериал о котором начинает на неделе первый социокультурный, про режиссера Наума Михайловича Трахтенберга, экранизировавшего пушкинский «Выстрел», про нашего коллегу Александра Чуланова, памяти которого в пятницу будет посвящен вечер авторской песни. Но приходится выбирать. Впрочем, вам ведь тоже приходится часто выбирать между «Беларусь 3» и остальными каналами? Правда, трудно? Но мы — и вы — сделаем правильный выбор!


А.Н.: 13 мая — день рождения Александра Ярославича, который успел побывать и новгородским великим князем, и киевским, и владимирским, но в истории остался Невским.


А.Н.: В 1938 году выходит фильм «Александр Невский», ставший классикой советского кино и предметом для многочисленных голливудских подражаний. Его успех, говорят, можно сравнить только с «Чапаевым».


А.Н.: А ведь режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн мог бы и остаться в Америке, снимая по контракту с «Парамаунт Пикчерз» «Американскую трагедию». А Сергей Сергеевич Прокофьев мог бы продолжать концертировать по Европе и не написать «Вставайте, люди русские!». Ну а исполнитель главной роли Николай Константинович Черкасов — продолжать работу в цирках городов Поволжья.


А.Н.: За этот фильм режиссер и актер получили Сталинскую премию и звания: Черкасов — народного артиста РСФСР, а Эйзенштейн — доктора искусствоведения без диссертации. Так что можно с удовольствием посмотреть «Александра Невского» в понедельник.


А.Н.: В субботу нам покажут подарок с Востока: фильм режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала» — это биографический фильм и про одноименный роман Владимира Арсеньева, и про него самого.


А.Н.: Снят он был в 1975 году на «Мосфильме», в роли Арсеньева — Юрий Мефодьевич Соломин. Это первый фильм Куросавы не на японском языке, единственный его широкоформатный фильм, и это — «Оскар» и множество других призов.


А.Н.: Вообще, Акира Исамович — это как у нас Эйзенштейн: глыба, основоположник, начинатель, более известный за рубежом, чем у себя на родине. «РасЕмон» по рассказам Акутагавы Рюноскэ, «Идиот» по Достоевскому, фильм–притча «Семь самураев», «Трон в крови» — а это уже шекспировский «Макбет», «На дне» — а это уже наш Горький. И все — шедевры! Поразительно, как это вообще удавалось Куросаве, ведь такие разные сценарии, такая необъятная палитра художественных стилей и приемов!


А.Н.: И мы надеемся, что все это уверенно растущий «Беларусь 3» когда–нибудь купит за непрерывно падающие японские иены.


А.Н.: Главный фильм недели, как мне кажется, — это «Восхождение» Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова («Мосфильм», 1976 г.), который наш канал покажет в воскресенье.


А.Н.: Вот что писала сама Лариса Ефимовна: «История о том, как один предает другого, стара как мир и ассоциируется с библейской притчей. Я не религиозна, но раз эта легенда вошла в людей, значит, она жива, в каждом из нас это есть». А через 3 года Лариса погибла в автокатастрофе. Как будто все, что должна была, сказала...


А.Н.: А ведь фильм был на грани полного запрета! И тогда муж Шепитько — режиссер Элем Климов — в обход начальства добился, чтобы материал посмотрел Петр Миронович Машеров. И первый секретарь ЦК КПБ, партизан, Герой Советского Союза, говорят, смотрел «Восхождение» и плакал. Через несколько дней фильм был принят без поправок.


А.Н.: Историю «о Христе и Иуде, о пути на Голгофу, о том, как быть и остаться Человеком» купили 40 стран мира! Это потрясающе, особенно если вспомнить, что повесть «Сотников» — совершенно на первый взгляд локальная белорусская история, каких полно в жизни и каждой страны, и каждого народа.


А.Н.: Можно еще много рассказать и о съемках картины в Муроме, когда на 40–градусном морозе примерзали пальцы у операторов и были обморожения в съемочной группе, и о словах Василя Быкова: «Шепитько — это Достоевский в юбке», и об удивлении Машерова: «Откуда эта девочка... знает обо всем, как она могла так рассказать?» Но закончим мы анонс вновь словами самой Ларисы Ефимовны: «Любая картина — личная, но желание поставить «Восхождение» было потребностью почти физической. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни».

 

Советская Белоруссия №85 (24468). Четверг, 8 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter