"Культпросвет" от Домарацкого и Муковозчика

Как вы думаете, друзья, должен ли режиссер снимать жену в своих фильмах? 
Как вы думаете, друзья, должен ли режиссер снимать жену в своих фильмах? А певец выводить на сцену собственного сына? А можно помогать дочери–юристу, если ты сам прокурор? А допустимо тренировать племянника? А сажать внука на свой же зерноуборочный в красных звездах комбайн? Мы задумались над этими вопросами при подготовке очередного анонса. И, прочитав его, вы поймете почему.

А.Н.: Телеканал «Беларусь 3» вновь приглашает на советскую классику. В понедельник фильм Ивана Александровича Пырьева «Трактористы», снятый им на «Мосфильме» в 1939 г.

А.Н.: Пырьев — колосс советского кинематографа. Народный артист СССР, 2 Георгиевских креста, 4 ордена Трудового Красного Знамени, 6 Сталинских премий. Основатель и первый председатель Союза кинематографистов СССР, легендарный директор «Мосфильма».

А.Н.: А «Трактористы» — это второй из его линейки фильмов о том, какой будет жизнь через... да уже вот–вот и будет! Еще «Трактористы» — это первая Сталинская премия жены Пырьева Марины Алексеевны Ладыниной, которую режиссер снимал во всех своих картинах.

А.Н.: Ну многие режиссеры так делают, в том числе и наши, белорусские, даже и сейчас. Но еще Остап Бендер говорил: «Тут все дело в том, какой отец». Немногие почти за каждый свой фильм получают высшую награду... А во вторник у нас «Табор уходит в небо». Режиссер Эмиль Лотяну с помощью композитора Евгения Доги и актрисы Светланы Тома снял на «Мосфильме» картину, которая до сих пор собирает у экранов всех любителей цыганской романтики.

А.Н.: Фильм стал лидером советского кинопроката: 65 млн. зрителей в 1976 г.! И продан был в 120 стран. А по нашей тогда еще большой стране разъехались цыганские ансамбли с названием «Табор уходит в небо», где солисткой в афишах стояла Светлана Тома, которая, вообще–то говоря, не пела! Так что «Мираж» со своими десятью составами в 90–е годы просто повторял еще советское ноу–хау.

А.Н.: Со Светланой Андреевной Фомичевой (это настоящая фамилия артистки) еще был курьезный случай: в Харькове цыгане скупили на ее творческий вечер весь кинотеатр. Привели детей, расселись на полу, принесли еду, в общем — табор. И когда актриса без грима, с хвостиком, в очках вышла на сцену, ее просто не узнали! И был большой скандал, вызвали директора кинотеатра: «Кого вы нам подсунули?»

А.Н.: А еще интересно, что бессарабский город снимали... в Вильнюсе! Степи, лошадей, скачки, табор — в Карпатах, на границе с Венгрией, а вот город — в Вильнюсе и, говорят, еще в Каунасе. Э.Лотяну решил, что литовские города похожи на старые австро–венгерские. Не знаю, может, и вправду похожи. Зато теперь внимательный белорусский телезритель, имеющий шенгенскую визу, сразу же узнает президентский дворец, мимо которого лихо гонит на бричке цыганка Рада!

А.Н.: Просто в те времена в Вильнюсе не было «Акрополиса». А я–то гадал, откуда в фильме много литовских актеров!

А.Н.: Эти легенды нам рассказала старая цыганка, сидя у костра, на котором варилась украденная конина, в паузах между гаданиями по руке и попытками купить у меня обручальное кольцо.

А.Н.: Виталий Андреевич Дудин, наш режиссер, в 2011 году снял на «Беларусьфильме» картину «На перепутье».

А.Н.: На «матчынай мове» — «На ростанях»?

А.Н.: Да. И если вспомнить, что в 1989–м у него вышел фильм «Под небом голубым», а в 1991–м — «Бес», то можно уверенно сказать, что режиссер открыл секрет запоминающихся и манящих названий для своих фильмов!

А.Н.: То есть эта картина к Я.Коласу отношения не имеет?

А.Н.: Ни малейшего. Зато актер Руслан Чернецкий за свою роль в этой картине получил главный приз.

А.Н.: Где?

А.Н.: На VIII Республиканском фестивале белорусских фильмов в Бресте.

А.Н.: Нужно посмотреть! В четверг — телевизионная премьера.

Советская Белоруссия №78 (24461). Пятница, 25 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter