"Культпросвет" от Домарацкого и Муковозчика

Все ли нужные дни рождения хранит ваша память...

Все ли нужные дни рождения хранит ваша память или записная книжка? Понятно - дети, родители, супруги. А вот день рождения тещи-свекрови вы твердо помните? А своего начальника? А хоть кого-нибудь из подчиненных? Мы предлагаем вам запомнить еще одну дату, и тогда в любом обществе вы сможете блеснуть, обронив этак невзначай: "Мы давеча отметили день рождения Вильяма нашего Шекспира". Потому что 23 апреля ему и правда исполнилось бы 450 лет.


А.Н.: В среду первый социокультурный телеканал - а мы говорим о "Беларусь 3" - покажет экранизацию Сергея Иосифовича Юткевича "Отелло", снятую на "Мосфильме" в 1955 г.


А.Н.: Это дебют Ирины Константиновны Скобцевой (Дездемона), жены Сергея Бондарчука, который в этом фильме привычно сыграл мужа - Отелло.


А.Н.: А знаете, как они познакомились? На вернисаже художника В.Ефанова, который выставил и портрет Скобцевой, тогда еще студентки Школы-студии МХАТ.


А.Н.: Бондарчук уже был и Тарасом Шевченко, и народным артистом СССР, но перед портретом он стал как вкопанный. Ирина тоже была приглашена на вернисаж. И вот Сергей Федорович оторвался, обернулся - а тут и оригинал стоит!


А.Н.: О времена, о нравы! Как же хорошо, что тогда женщины не злоупотребляли мейкапом. А с нынешним фотошопом красотку с обложки встретишь - не узнаешь ни за что!


А.Н.: Кстати говоря, сюжет "Отелло" Шекспир ничтоже сумняшеся позаимствовал у Джиральди Чинтио. Но кто сейчас помнит его новеллу "Венецианский мавр" да и его самого?


А.Н.: Точно. Помнят только Шекспира. В воскресенье наш канал покажет еще и первую постановку Бориса Ивановича Луценко на сцене НАДТ им. Горького - "Макбет", поэтому не забудьте включить телевизор.


А.Н.: В пятницу хотим обратить ваше внимание на телевизионную премьеру фильма "Небо везде одинаковое". Белорусский режиссер Андрей Мычко практически без денег снял полнометражное кино - ну просто очень хотелось!


А.Н.: Причем снять и смонтировать картину оказалось проще и быстрее, чем ее потом зарегистрировать! Но и это препятствие режиссер преодолел. Режиссер - потому что, кроме торгового вуза, А.Мычко окончил еще и двухгодичные курсы при БГАИ, верно прикинув, что одного желания снимать кино маловато будет.


А.Н.: И был уже областной кинопрокат, а вот теперь "Беларусь 3" предлагает оценить первую, как мы все надеемся, ласточку в независимом отечественном кинопроизводстве.


А.Н.: Сергей Прокофьев - все, наверное, слышали о таком композиторе. Но вот вы, коллега, слышали не "о", а самого композитора, его произведения?


А.Н.: К своему стыду скажу только про музыкальную сказку "Петя и волк". Еще, наверное, "Ромео и Джульетта"... в общем-то и все.


А.Н.: А между тем Прокофьев вошел в историю как новатор музыкального языка. Шесть Сталинских и одна Ленинская премия в советское время - это, знаете ли, достижение для композитора, никогда не занимавшего никаких чиновничьих постов!


А.Н.: При этом его и громили за формализм, и уходили в негодовании с первых исполнений новых произведений! Кстати говоря, на этой неделе Сергей Сергеевич отпраздновал бы свой день рождения.


А.Н.: Прокофьев написал музыку к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный", несколько опер и балетов, не считая концертов, сонат, романсов и музыки к спектаклям.


А.Н.: Вот одну из его ранних опер, написанную в 1911 году, покажут нам в воскресенье - опера "Маддалена" в постановке нашего Большого театра. Но знаете ли вы, А.Н., один любопытный факт из его биографии? Факт этот будет небезынтересен всем, кто собирается искать счастья в далеких краях. В конце 1917-го в своем дневнике Прокофьев пишет: "Ехать в Америку! Конечно! Здесь - закисание, там - жизнь ключом, здесь - резня и дичь, там - культурная жизнь, здесь - жалкие концерты в Кисловодске, там - Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду..."


А.Н.: И что? И это правда.


А.Н.: Так вот, в 1936-м Прокофьев, уже женатый, выступавший и в Америке, и в Европе - то есть взрослый, хорошо осознающий жизнь, успешный и талантливый человек, - вернулся в СССР. Причем не под замок - пару раз он еще выезжал за границу, но потом это перестало ему быть интересным.


А.Н.: Значит ли это, что за границей нас никто не ждет?


А.Н.: Или так: "Где родился, там и пригодился". С тем большим интересом я буду в воскресенье слушать оперу молодого Прокофьева "Маддалена" на "Беларусь 3".


А.Н.: Незаметно присоединяйтесь, господа! До свидания.

 

Советская Белоруссия №73 (24456). Пятница, 18 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter