Разговор о вечном

«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Здравствуйте! Если бы вы не только читали, но и смотрели «Культпросвет» по телевизору, то узнали бы, какое кино с Фаиной Георгиевной Раневской смотрели Шарапов с Промокашкой, почему в СССР почти всех овчарок называли Джульбарс, кто такой Габриэль Аршалуйсович Уреклянц и что такое «Межрабпомфильм». Но ведь ничего еще не потеряно! Включите канал «Беларусь 3» в воскресенье — и вы все это узнаете. А мы пока поговорим о вечном.

 

А.Н.: Скажите мне как знаток и собиратель: а почему считается, что живопись собирать выгодно?

 

А.Н.: Потому что она со временем растет в цене. Пока художник молод и завоевывает репутацию, он картины не продает, он их обычно дарит. Потом художник становится известным, модным, популярным — и цена на его картины растет.

 

А.Н.: Это если при жизни. Но ведь многие художники так и не стали ни известными, ни популярными.

 

А.Н.: Тогда это делают искусствоведы, галеристы, культурологи: находят доселе неизвестного художника и постепенно делают его известным.

 

А.Н.: Его картины при этом уже скуплены?

 

А.Н.: Ну да, нужно сначала вложиться, а потом раскрутить, говоря сегодняшним языком.

 

А.Н.: Иначе говоря, живописцу теперь никуда без продюсера? А если этот прежде неизвестный художник написал мало? Раскрутил его, продал — и начинай по новой?

 

А.Н.: Получается, так.

 

А.Н.: Тогда весь мир должен рукоплескать белорусской предприимчивости. Что одного! Наши журналисты, искусствоведы и банкиры нашли целую школу прежде неизвестных живописцев и сейчас вводят ее в мировой оборот!

 

А.Н.: Это вы про Парижскую школу?

 

А.Н.: Ну да. Ведь как было: в начале XX века художники уже не помещались на Монмартре — Париж не резиновый! Да и Монмартр к тому времени стал дороговат. Поэтому молодежь нашла себе «Улей» на другой окраине Парижа — на Монпарнасе. И вот тех, кто там жил, пил, спал и творил, стали называть Парижской школой.

 

А.Н.: И вот тут пригодилась белорусская хитринка: художниками Парижской школы наши стали называть в основном выходцев из Беларуси. А поскольку их там было достаточно, то и вложиться соответственно было куда.

 

А.Н.: Можно сказать, что мы с вами присутствуем при введении, так сказать, в мировую культуру целого пласта картин, которые принадлежат белорусскому банку?

 

А.Н.: И можем наблюдать этот процесс вживую! Сначала статьи в газетах, затем — выставки, журналы, телепрограммы и целые циклы. Вот, например, «Беларусь 3» начинает показ цикла «Художники парижской школы», и это зрелище нельзя пропустить: с понедельника по пятницу на первом социокультурном.

 

А.Н.: В четверг все, кто включит канал «Беларусь 3», смогут вновь насладиться прозой Владимира Богомолова, режиссурой Михаила Пташука и правдой о работе контрразведки «СМЕРШ».

 

А.Н.: Фильм «В августе сорок четвертого...», насколько я понимаю? Но ведь автор романа отказался ставить свое имя в титрах?

 

А.Н.: Причем дважды! Роман был напечатан в 1974 году, а уже в 1975–м его пытался экранизировать литовский режиссер Витаутас Жалякявичюс, который снял «Никто не хотел умирать». Но ту картину даже не стали заканчивать, потому что отрицательные заключения по рабочему материалу дали и Сергей Бондарчук, и Борис Васильев, и сам автор Владимир Богомолов.

 

А.Н.: А вы не связываете это с тем, что в Польше роман Богомолова вообще никогда не издавался?

 

А.Н.: И это несмотря на общий тираж книги в несколько миллионов экземпляров на 21 языке! Думаю, поляки просто психологически не приняли правды о действиях Армии Крайовой на территориях нынешних Беларуси, Польши и Литвы.

 

А.Н.: АК, напомню, подчинялась лондонскому правительству Польши в изгнании. И задача перед ней была поставлена такая: к подходу Красной Армии нужно выбивать немцев из районов, ставить там свою администрацию и объявлять территорию польской. То есть восстановление Польши на «усходнiх крэсах». Ну и как мы должны были относиться к таким воякам?

 

А.Н.: Тем более нужно смотреть этот фильм молодому поколению! И роман «Момент истины» тоже нужно обязательно найти и прочитать.

 

А.Н.: Каждую летнюю субботу можно посмотреть на «Лиссабонские тайны». События этого сериала происходят в XIX веке, там и Португалия, и Франция, и Бразилия. Честь и справедливость, ревность и сумасшествие, кровь и морской разбой — и огромное количество разных премий.

 

А.Н.: Французская и португальская критика назвала этот сериал лучшим фильмом года — ну это понятно! Но к ним присоединились и американские критики, дав сериалу премию «Лучший зарубежный фильм». Так что не надо думать, будто на «Беларусь 3» нельзя найти хороший современный сериал — можно!


Советская Белоруссия №154 (24535). Пятница, 15 Августа 2014. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter