Анонс передач на телеканале «Беларусь 3»

«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Здравствуйте, уважаемые читатели, особенно те из вас, кто шлет нам мешками письма, стопками факсы, пакетами электронную почту и разряжает наши мобильники эсэмэсками! Отвечаем на самый часто повторяемый вопрос: нет, с Ухналевыми с Полесья, которым мы дали 10 баллов неделю назад, мы не состоим в родственных связях. Хотя маленькую Танечку вы могли видеть по телевизору в прошлую пятницу — мы приглашали ее в один из тех многочисленных проектов, которые роятся в наших головах. Читайте «СБ», смотрите «Беларусь 3», и мы постепенно ответим на все ваши вопросы.

А.Н.: В 1978 году на «Ленфильме» режиссер Вадим Гаузнер снял двухсерийный фильм по Вильяму нашему Шекспиру «Комедия ошибок». Два близнеца–хозяина и у них слуги — тоже близнецы. Различить их никто не может, отсюда — масса комедийных ситуаций и диалогов.

А.Н.: У Шекспира действие происходит в Эфесе, турецком городе, что позволило драматургу добавить в пьесу малоазиатского колорита. Но интересно, что сценарист и режиссер не стали ни осовременивать классика, ни переносить место действия. Хотя, казалось бы, комедия о двух парах не знающих друг о друге близнецов может быть одинаково смешна что в Питере, что в Москве.

А.Н.: Сценаристом фильма, кстати, был Фридрих Горенштейн. И вот мне интересно, что же происходит с успешными авторами на взлете карьеры? Например, Александр Галич — пьесы в театрах, множество фильмов, снятых по его сценариям. Или Фридрих Горенштейн — это он написал сценарии к «Солярису», «Рабе любви» и не только к этим фильмам. А вот «Комедия ошибок» стала его последним советским фильмом — он эмигрировал. Ну и вот скажите мне, кто, кроме нас, теперь помнит такого Фридриха Горенштейна?

А.Н.: Да и не все из нас его помнят, честно сказать. В картине снимались Михаил Козаков — это близнецы–хозяева, Михаил Кононов — это близнецы–слуги, а также Ольга Антонова и Софико Чиаурели.

А.Н.: В начале 80–х режиссер Юрий Иванчук на киностудии имени Горького снял два фильма — два приказа: «Приказ: огонь не открывать» и «Приказ: перейти границу». И оба их телеканал «Беларусь 3» покажет нам в среду.

А.Н.: Владлен Бирюков, Наталья Егорова, Виктор Незнанов, Александр Потапов — а чем еще может быть интересна нашим зрителям эта лента?

А.Н.: Задумка была неплохая: вот представьте себе, Отечественная война уже идет. А на маньчжурской границе стоит батальон и что делает? — правильно, охраняет границу. Потому что, в принципе, до зимы 41–го существовала вероятность того, что Япония все–таки тоже нападет на Советский Союз.

А.Н.: Всегда надо пытаться осмыслить картину полностью, насколько это возможно. Ведь когда одни воюют и погибают, другие эвакуируются и голодают, третьи работают на заводах в две смены, еще кто–то женится, рожает, влюбляется... Жизнь — она ведь большая!

А.Н.: Ну а второй фильм, как понятно по названию, посвящен той войне, которую многие уже, думаю, и забыли: разгрому японских войск на Дальнем Востоке, в Маньчжурии, Китае и Корее. Кстати говоря, после того, что творили японцы с китайцами и корейцами, те должны быть век благодарны Красной Армии.

А.Н.: Так они и благодарны! Но об этом — в следующий раз.

А.Н.: «Трое в лодке, не считая собаки» — удивительное произведение англичанина Джерома Клапковича Джерома. Удивительно оно тем, что его успех автору повторить не удалось, хотя написал он «Трое в лодке» еще молодым, в 30 лет. Даже продолжение истории — «Трое на четырех колесах» —– не имело такого успеха.

А.Н.: Прекрасно оно еще и тем, что не устаревает. Не властно время ни над этими ситуациями, ни над этим юмором — оно всегда смешно, что 100 лет назад, что сейчас.

А.Н.: Поэтому неудивительно, что книга неоднократно экранизировалась — только в Великобритании 5 раз. Но вот иностранных экранизаций мы нашли только две: немцы в 1961 году...

А.Н.: И Наум Бирман на «Ленфильме» в 1979–м. Вообще, экранизировать юмор крайне трудно, даже театральная постановка в этом смысле легче. Вот вы вспомните хотя бы несколько комедий, снятых не по оригинальному сценарию или пьесе, а по книге?

А.Н.: Да смешных книг и вообще на свете немного! Но тут, безусловно, сыграла свою роль великолепная троица: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Они блестящи и достоверны.

А.Н.: А если вспомнить еще и Ларису Голубкину, Аллу Покровскую и Ирину Мазуркевич, да не забыть Татьяну Пельтцер и Зиновия Гердта, то картину можно смело рекомендовать к обязательному семейному просмотру.

Советская Белоруссия №217 (24598). Пятница, 14 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter