«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Везде смотрят «Культпросвет»! А там, где не смотрят, — читают. Всех — с Новым годом!

Зря мы в номере от 13 декабря попросили рассказать нам, кто из белорусов где живет! Особенно отличилась Витебская область — идут и идут письма из села Гребучего, поселка Приперное, деревни Старые Шарабаи... Несть числа Туркам, Янкам, Воронам, Барсукам, Боярам и Боровикам. Попадаются и Ромашки, и Щетки, и Рубашки, и Рожки со Скрипками, и Крюки с Плюсами.


Есть у нас в стране Негорелое, но есть и Горелое; есть Шведы, но есть и Русское Село; есть просто Остановка, но неподалеку Новый Погост; есть Великое Болото, Казенные Лешни, Замошица Канашовская и Бороуха Ловецкая. И везде смотрят «Культпросвет»! А там, где не смотрят, — читают. Всех — с Новым годом!


А.Н.: Множество хороших, добротных отечественных фильмов покажет канал–просветитель в новогоднюю неделю. Это и «Белеет парус одинокий», и «Военно–полевой роман», и сериал «Мастер и Маргарита», о котором мы уже говорили.


А.Н.: И все–таки спрошу вас еще раз, ведь вы много добрых слов сказали и о сериале по Булгакову, и о режиссере Владимире Бортко. Но критика многоголосо, чтоб не сказать «в один голос», сериал ругает. Вот, например: «Фильм просто чудовищный. Набрали «старых коней», которые испортили всю борозду. Единственное светлое пятно — Маргарита: она хотя бы не вызывает слез жалости. А Бортко после этого фильма хочется крикнуть: «Вон из искусства!» Это Илья Стогов. А вот Юлия Латынина: «Режиссер Бортко рабски следовал тексту романа. Но произошла обратная вещь — текст и фильм неадекватны. Думаю, на фильме сэкономили, он напоминает постановку ТЮЗа 60–х годов. А на таком кино экономить нельзя!» Что скажете?


А.Н.: Скажу, во–первых, что и Стогов, и Латынина — ни разу не кинокритики. У них есть хорошие книги, но они не вершители судеб и не совесть нации.


А.Н.: И у нас с вами, и у читателей поэтому вполне может быть другое мнение?


А.Н.: Да. Мое вот такое: вы сами попробуйте снять или поставить Булгакова. Или хотя бы посмотрите, что было, когда другие пытались это сделать. А Владимир Бортко сделал это лучше всех.


А.Н.: И что?


А.Н.: Поясню: Булгаков — это как Боб Бимон. 8 м 90 см — сорок пять лет уже не побит олимпийский рекорд! Так что, остальным теперь и не прыгать? А Владимир Бортко в этом сравнении — это действующий чемпион мира. По экранизации произведений Михаила Афанасьевича.


А.Н.: Поэтому смотреть стоит?


А.Н.: Хотя бы слушать. Ибо, повторю еще раз, и режиссер, и актеры к тексту романа отнеслись очень бережно. Так что всю новогоднюю неделю смотрите и слушайте «Мастера и Маргариту» на «Беларусь 3».


А.Н.: В пятницу — фильм Андрея Анатольевича Кудиненко «Масакра».


А.Н.: Тот самый, нашумевший?


А.Н.: Ага. Фильм снят в 2010 году на «Беларусьфильме» и рассказывает о событиях, которые происходили на нашей земле сразу после восстания Кастуся Калиновского.


А.Н.: Но за основу сценария взята новелла Проспера Мериме?


А.Н.: И, как говорят создатели фильма, старобелорусские легенды. Вообще, у режиссера и сценариста весьма революционные взгляды: например, Кудиненко считает, что Владимир Короткевич тоже писал в жанре «бульба–хоррор».


А.Н.: Что значит «тоже»?


А.Н.: Ну, как и Кудиненко... В смысле — когда и смешно, и страшно. Причем Андрей Анатольевич всерьез полагает себя создателем оригинального национального брэнда, даже двух: «бульба–хоррор» и «бульба–муви».


А.Н.: Ага, понятно. И даже знакомо. А вот как вы относитесь к этому, прямо скажу, не новому явлению?


А.Н.: Знаете, что лично меня смущает? Вот это тщательно спрятанное и в то же время очевидное... бессилие, что ли. Когда берут в качестве названия, например, «Белорусская лига чего–то там» — сразу понятно, что это провинциальная часть чего–то большого, «всесоюзного», по определению хорошего и качественного. О самоуважении тут и речи нет. Вот и «бульба–муви» — то есть вроде «муви», но такое, белорусское... Не судите строго... Мы тут, знаете, драниками балуемся...


А.Н.: Но Кудиненко — это ведь один из последних учеников Виктора Турова?!


А.Н.: Ну разве что из последних. Режиссер, на мой взгляд, творчески бояться не имеет права. Или он не режиссер. Поэтому называть свое же кино «картошка–фильм», «драники–муви» или «бульба–хоррор» — это не создание нового жанра, а слабая попытка заранее попросить зрителя: мол, не судите строго, как слышим, значицца, так и пишем.


А.Н.: Тем не менее фильм «Масакра» стал заметным событием в кинематографическом, да и вообще в культурном пространстве Беларуси.


А.Н.: Согласен. И не только не возражаю, но и призываю всех, кто еще «Масакру» не видел, посмотреть.

 

Советская Белоруссия №244 (24380). Пятница, 27 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter