17 декабря – День белорусского кино

Культ кино

Если глаза — это зеркало души, то кинематограф — это зеркало нашей жизни. С момента его появления в Беларуси представилась возможность видеть зеркальное отображение нашей истории и культуры. В фондах Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов хранятся многие моменты истории, которые передал кинематограф миллионам людей.
В соответствии с решениями XIII съезда РКП(б) 17 декабря 1924 года Совнарком БССР издал постановление «Об урегулировании кинодела в БССР».

В целях упорядочения кинодела в БССР СНК постановляет:

1. Организовать при НКП БССР Управление по делам кино (Белгоскино), действующее на началах хозяйственного расчета с правами юридического лица.

2. Предоставить Управлению по делам кино монопольное право на прокат кинофильмов на всей территории БССР.
С этого дня национальный кинематограф отсчитывает свою историю, а день 17 декабря считает профессиональным праздником — Днем белорусского кино.

Студия «Белгоскино» (с 1939 г. ее название — «Советская Беларусь») находилась с 1927 по 1939 год в Ленинграде. И белорусские, и российские мастера активно участвовали в создании первых белорусских фильмов.

1966 г. Во время съемок художественного фильма «Я родом из детства» . В центре — режиссер В.Туров.

1920‑е годы — это период становления языка кино, освоения средств выразительности экранного зрелища.

В фондах нашего архива, к сожалению, сохранились только отдельные кадры из первого белорусского фильма «Лесная быль», вышедшего на экраны. Именно создатели «Лесной были» Юрий Тарич и его помощники И.Пырьев и В.Корш‑Саблин создали первую национальную кинокартину «Лесная быль» — экранизацию повести М.Чарота. Как человеку, любящему природу, Ю.Таричу очень ярко удалось передать атмосферу белорусского первозданного леса. Съемки шли в бывшей усадьбе графа Чапского в д. Прилуки под Минском. В бытность уже театральным режиссером ему удавалось выстраивать массовки, приглашая местных крестьян, которые недавно освобождали свою землю от оккупантов.

В нашем архиве есть фото кадра из фильма, где в роли адъютанта польского генерала снялся В.Корш‑Саблин.

1927 г. Кадр из художественного фильма «Лесная быль».

1930‑е годы — время серьезных сдвигов в творческой жизни мастеров кинематографии. Авторы стремились раскрыть образ нового человека, строителя нового общества. Все больше и больше получает развитие как игровое, так и документальное кино.

В 1932 г. В.Корш‑Саблин снимает «Первый взвод» — первую звуковую кинокартину белорусского кинематографа. В 1936 г. выходит еще одна знаковая его картина «Искатели счастья». Кадры и рабочие моменты съемок этих фильмов хранятся в фондах архива и очень востребованы киноведами.

Режиссер кинофильма «Девочка ищет отца»  Л.Голуб и исполнительница главной роли в фильме А.Каменкова в телестудии.

Время сохранило бесценные хроникальные сюжеты, посвященные индустриализации республики: «На Минской фабрике «Белшвейпром» (1932); «Открытие Гомельского завода оконного стекла» (1933); «Открытие Минской ЦЭС» и «Закладка Дома Красной Армии» (1934). Также кинохроника позволяет нам увидеть Минск до войны: «Новые здания, улицы довоенного Минска» (1936); «Довоенный Минск» (1939). Оператором многих из перечисленных сюжетов был Н.Стрешнев.

В.Корш‑Саблин (в центре) на съемках фильма «На росстанях».

В 1935 г. сектор кинохроники «Белгоскино» преобразовывается в Минскую студию кинохроники, основная функция которой — съемка хроникального материала для кинопериодики. С 1941 г. стал выходить киножурнал «Советская Белоруссия», в котором широко освещались политические и культурные события в жизни страны. Теперь это золотой фонд республиканского архива.

Во время съемок художественного фильма «Альпийская баллада».

Прошло немного времени — и ужас войны объял всю белорусскую землю. Запылали города и села. В конце 1941 г. издан приказ о порядке проведения фронтовых хроникальных съемок, адресованный начальникам политуправлений фронтов. Белорусские кинематографисты становятся фронтовыми кинооператорами. Вот тут‑то и сыграло свою роль неигровое кино. Даже когда вся территория Белоруссии была оккупирована фашистами, кинематограф не сдавался, а продолжал существовать, активно приближать час победы. Наибольший интерес представляют кадры военной хроники 1940‑х годов, снятые фронтовыми кинооператорами И.Вейнеровичем, М.Суховой, О.Рейзман, М.Беровым, В.Цеслюком, Д.Ибрагимовым, М.Шнейдеровым и вошедшие в кинолетописи: «В партизанском отряде батьки Миная» (1942), «Боевые действия партизан в районе Лепеля и Минска» (1943), «В партизанской бригаде «Железняк» (1943), «Зверства, причиненные немцами на территории Белоруссии» (1943), «Сражение за Гомель» (1943), «В освобожденном Минске» (1944), «В освобожденном Витебске» (1944), «Парад белорусских партизан в Минске» (1944) и другие.

Кинооператор М.Беров во время съемок одного из сюжетов для киножурнала «Советская Белоруссия».

Хранится в архиве уникальный документальный фильм под названием «Освобождение Советской Белоруссии» (1944). В.Корш‑Саблин и Н.Садкович, смонтировавшие и прокомментировавшие фронтовые съемки, создали кинодокумент о трагедии и подвиге народа.

Народный артист СССР В.Корш‑Саблин и фронтовой оператор кинохроники И.Вейнерович во время съемок документального фильма «Освобождение Советской Белоруссии».

После войны на киностудии, которая с 1946 г. начала называться «Беларусьфильм», в первую очередь был налажен выпуск документальных фильмов о последствиях войны, о восстановлении республики. Снимались и игровые фильмы. Большой творческой удачей послевоенного периода стал фильм о герое минувшей войны К.Заслонове (реж. В.Корш‑Саблин), «Часы остановились в полночь» (реж. Н.Фигуровский), «Красные листья», «На росстанях» (реж. В.Корш‑Саблин), «Девочка ищет отца» (реж. Л.Голуб). На экранах появляется первый фильм‑спектакль по пьесе Я.Купалы «Павлинка» Белорусского драматического театра им. Я.Купалы, снятого на киностудии «Беларусьфильм» режиссером А.Зархи…

Фотокопия афиши фильма‑спектакля по пьесе Янки Купалы «Павлинка».

Оглядываясь назад, можно сказать, что белорусское кино­искусство прошло долгий, сложный путь и стало неотъемлемой частью национальной культуры белорусского народа. Наша страна по праву гордится многими поколениями выдающихся режиссеров, актеров, художников и операторов.

Ни сотни опубликованных статей по истории нашего кино, ни диссертации, ни книги еще не исчерпали материалы, находящиеся в Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов. В его запасниках еще много тайн и открытий, которые ждут новых исследователей.

А.Адамович (справа), Э.Климов (в центре) и Г.Поплавский во время съемок фильма «Иди и смотри».

Татьяна Новикова, заместитель заведующего отделом использования документов и информации Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.



ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Сегодня белорусское кино отмечает свое 95‑летие. Цифры внушительные, им нужно соответствовать, их надо уважать и чтить. Накануне на киностудии «Беларусьфильм» и в Национальной академии наук прошла научно‑практическая конференция «95 лет белорусскому кино: история, современность, перспективы», инициатором которой стала НАН, идею поддержали Министерство культуры и киностудия.

Во время конференции прошли мастер‑классы известных киноведов из Москвы и Санкт‑Петербурга. Так, послушать известного киноведа Кирилла Разлогова, автора и ведущего программы «Культ кино», пришли и практики, и теоретики. До этого юбилей отпраздновала Белорусская гильдия актеров кино, поздравить коллег приехали Наталья Варлей и Сергей Никоненко. И снова на празднике возникала тема 95‑летия, отдельно вспоминали тех, кто создал талантливые страницы кинематографического прошлого.

1970 г. Режиссер‑оператор В.Цеслюк, сценарист А.Велюгин, режиссер‑оператор И.Вейнерович, оператор Р.Кармен, режиссер С.Сплошнов, оператор Г.Масальский в перерыве между заседаниями Пленума кинематографистов.

За свои 95 лет белорусское кино проделало огромный путь. От первой белорусской картины «Лесная быль» Юрия Тарича до долгожданного «Купалы» Владимира Янковского, премьера которого перенесена на конец декабря, — наверное, тысячи километров пленок, сотни судеб талантливых кинематографистов, не одна историческая эпоха. Такие разные мастера, каждый со своей правдой и пониманием мира: Владимир Корш‑Саблин, Николай Фигуровский, Лев Голуб, Виктор Туров, Михаил Пташук, Игорь Добролюбов, Валерий Рубинчик… Кто‑то сразу мыслил масштабно и широко, чтобы рассказать о боли войны и наших потерях, кто‑то сосредоточился на камерных историях. Режиссеры смотрели, что происходит вокруг, они были включены в общий контекст. Вгиковское братство сохранялось надолго. И порой, если мы сами забываем о достижениях белорусского кино сегодня, нам напоминают о нем другие.

Литовский актер Владас Багдонас до сих пор считает съемки в картине «Иди и смотри» Элема Климова этапными и в своей карьере, и для всего советского кинематографа. Выступая этой осенью с творческим вечером на театральном фестивале «Белая вежа», актер говорил: «Сильнейший фильм, который должен оставаться в нашей памяти. Недавно посольство Беларуси в Литве приглашало меня на премьеру отреставрированной версии этой картины. Я обрадовался ее новой жизни».

Режиссер‑постановщик М.Пташук (в центре), актеры Г.Гарбук и Н.Русланова во время съемок художественного фильма «Знак беды».

Мы пристально следим за теми, кто снимался и прозвучал на нашей киностудии. Не можем не радоваться большой актерской судьбе Алексея Кравченко, сыгравшего в «Иди и смотри». А трагедию Николая Караченцова, ставшего для всех родным после «Белых Рос», воспринимали как личную беду.

Звезда фильма Льва Голуба «Девочка ищет отца» Анна Каменкова позже снялась у Михаила Пташука в картине «Лесные качели», а еще блеснула в дуэте с Галиной Макаровой в мелодраме Леонида Менакера «Молодая жена». Сегодня актриса работает в московском театре «Модерн». Для нас она тоже своя. И каждый раз только удивляемся — как высока была творческая планка… На юбилее известной актрисы Театра‑студии киноактера Любови Румянцевой на большом экране в кинотеатре «Москва» показали «Альпийскую балладу» Бориса Степанова по повести Быкова. Как современно выглядит эта лента! Не растеряла она своего нерва и особой поэтичности и выгодно отличается от потока нынешних военных историй.


1979 г. Во время съемок художественного фильма «Дикая охота короля Стаха». Второй справа — режиссер В.Рубинчик.

Белорусские кинематографисты умели снимать о войне, потому что для некоторых из них она была частью биографии. Драму «Я родом из детства» режиссер Виктор Туров создал по сценарию Геннадия Шпаликова, специально для фильма несколько песен написал Владимир Высоцкий. Это было поколенческое высказывание. Драму «Знак беды» Михаила Пташука, родившегося в 1943 году, европейские киноведы включили в десятку лучших картин о войне. Жаль, что часто наших творцов преследует злой рок и подрезает на самом взлете. Но всем нам есть чем гордиться, когда мы отмечаем очередную юбилейную дату белорусского кинематографа.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter