Культ для личностей

Всеволод Бобров.
Всеволод Бобров. Одно это имя - уже легенда нашего спорта. А если вспомнить матч советских и югославских футболистов на Олимпиаде в Хельсинки, неподражаемые бобровские выезды из-за ворот в ходе хоккейных матчей, дружбу великого форварда с Василием Сталиным, его многочисленные взлеты и, к сожалению, неминуемые падения, то обыкновенному болельщику было бы просто страшно посмотреть на купающегося в лучах славы Боброва. Кумир - это авторитет, это гуру, это почти, а то и вовсе бог. При этом сам Всеволод Михайлович отнюдь не стремился выглядеть таким, каким его видели по ту сторону спортивной площадки. Пусть писатель Юрий Нагибин, восхищаясь игрой Боброва, которая, безусловно, потрясала воображение, особо отмечал в нем "умение в нужный момент мобилизовать скрытые возможности организма", сам герой в кругу друзей мог запросто рассказать о житейской ситуации, в которой ему понадобилась мобилизация всех этих самых скрытых возможностей.

В период между двумя браками у него возникло что-то вроде романа с замужней дамой. Она как-то пригласила Боброва к себе на дачу, дав понять, что муж на маневрах. А за полночь на пороге вдруг появляется муж с пистолетом в руке. И делает "предупредительный" выстрел в потолок. За доли секунды Бобров совершает невероятный рывок, успевает схватить вещи, выскочить из комнаты, захлопнуть дверь и перемахнуть через очень высокий забор дачи.

Приведенный фактик, конечно, каверзный, так сказать, с подковыркой. Но сегодня вряд ли стоит опровергать роль личности в истории. Что за спорт без героев? Так, соревнование мастеров ГТО. Личности создают зрелище, их именами пишется история. Вот вы только подумайте, гордились ли бы мы нашим фехтованием, если бы в 1946 году демобилизовавшийся из армии зенитчик Герман Бокун поступил не в минский, а, скажем, в киевский институт физкультуры? А что вы скажете про белорусский футбол без Эдуарда Малофеева? А разве гимнастика была бы сегодня той самой гимнастикой, если бы Ренальд Кныш не вылепил из неисправимой хулиганки Ольги Корбут "чудо с косичками"? А разве?.. Впрочем, хватит вопросов.

На прошлой неделе в Минске побывала женская сборная Азербайджана по гандболу. Когда в Баку работал тренер Сергей Аванесов, то руководимые им команды многократно завоевывали медали чемпионатов СССР... Но в начале 90-х враз все оборвалось - кровавые события в Баку и Сумгаите вынудили Сергея Аванесова перебраться в Ростов, а Азербайджан, по сути, остался без гандбола. Лишь в 2001 году началось новое движение - бакинский АБУ, а вместе с ним и сборную страны возглавила воспитанница Аванесова олимпийская чемпионка Монреаля Рафига Шабанова. Сегодня ее команда остановилась всего в шаге от попадания на чемпионат Европы. Что тут сказать? Разве что добавить: остановили азербайджанок белоруски, а значит, не только у г-жи Шабановой есть амбиции и мастерство, но и у наших девчат и их тренера Валерия Певницкого.

Честно признаюсь, приятно писать об этом успехе. Девчонки уже в третий раз вышли в финальную стадию чемпионата Европы - чаще их в подобных топ-турнирах участвовали только наши хоккеисты. Однако с этой аналогии и начинаются недоумения. О Копате, Скабелке, Андриевском болельщики судачат постоянно, они наверняка даже знают, что "ниспровергатель Сало" Копать женат на сестре Скабелки. Но сомневаюсь, что кто-то из них до нынешних успехов мог сказать что-нибудь внятное об Алесе Курченковой или, скажем, Татьяне Ераминок. А ведь последняя имеет весьма интригующую биографию. Чемпионка мира среди юниорок в составе сборной СССР, Ераминок позже поиграет в сборной Югославии, много раз станет чемпионкой этой теперь уже несуществующей страны, а теперь вот решит помочь своим. И снова выиграет. Аплодисменты!

Подобных примеров в истории спорта - воз, тележка и еще прицепчик. Но всегда ли мы готовы разглядеть в обычном человеке геройские черты, всегда ли мы готовы создать для увиденного героя достойные его условия, сможем ли мы когда-нибудь сохранить эти условия для его учеников, сможем ли мы, наконец, воспитать новых героев? Спорт - то редкое исключение из жизненных правил, которое буквально заставляет нас создавать себе кумиров. Но всегда ли мы готовы к этому? А еще - способны ли мы боготворить своих кумиров не только в минуты их триумфа?

Великий Бобров в 1974 году неожиданно получил отставку с поста тренера хоккейной сборной СССР. Болельщики тогда оценили это однозначно: "Значит, послал кого-то на три буквы". Сегодня мы уже даже знаем кого - извините за невольную игру слов, но Бобров послал посла Советского Союза в Финляндии, который позволил себе нелестные высказывания в адрес тренера после проигранного чехам матча. Знаем, но что нам с этого? Ведь знаем мы и то, что после того случая в Хельсинки Бобров попал в опалу. Сперва его отправили тренировать футболистов алма-атинского "Кайрата", а затем и вовсе понизили до наставника детской спортивной школы. После этого издевательского назначения Всеволод Михайлович не прожил и года. Накануне 25-й годовщины со дня его смерти (а скончался он 1 июля 1979 года в Москве в неполных 57 лет) сегодня мы можем сказать только то, что великий Бобер ушел из спорта и из жизни нелепо и преждевременно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter