Почему сельхозорганизации отказываются от авиационной техники для подкормки полей

Кукурузники помахали крыльями

Кричевское КСУП «Бель» распродает свой авиапарк. Почему хозяйства, использовавшие летательные аппараты для подкормки полей, отказываются от них?


«Бель» — одно из немногих хозяйств на Могилевщине, которое владело собственным парком авиационной техники — шесть единиц. Одну из них (Ан-2, произведенный в 1985 году) в феврале выставили на торги. В конце месяца лот ушел с молотка, покупатель отдал за него чуть больше 12 тысяч рублей. Сейчас распродаются остальные пять. Самый дорогой из них, к слову, стоит 63 тысячи рублей. На довольно высокую цену повлияла модернизация самолета. Остальные четыре обойдутся новым хозяевам почти в 13 тысяч рублей каждый. 

В свое время КСУП «Бель» было довольно успешным в регионе, однако в 2016 году хозяйство признано банкротом. Процедура санации закончилась в 2020-м. Сейчас это среднее предприятие и по валовой продукции, и по финансовому состоянию. За период оздоровления погашены не все долги. Со структурами, перед которыми остались материальные обязательства, заключены мировые соглашения. Что касается летно-технического комплекса, единственного в районе. В свое время он был востребованным. Ранней весной, когда на мокрое поле еще не могла выйти наземная техника, а удобрять землю уже пора, и помогала сельхозавиация. Кукурузники аграрии использовали не только у себя. За помощью с воздуха обращались «нелетающие» предприятия из Славгородского, Чериковского, Климовичского и даже Могилевского районов. Но уже в 2015 году техника перестала подниматься в небо. 

— Одна из причин в том, что сельхозпредприятия, которые пользовались услугами авиации «Бели», не спешили за них рассчитываться, — поясняет бывший руководитель хозяйства, ныне исполняющий обязанности начальника отдела экономики управления по сельскому хозяйству и продовольствию Кричевского райисполкома Олег Косенков. — А применять самолеты только в масштабах одного хозяйства нецелесообразно. Именно поэтому решили отказаться от техники и распродать ее. Машины немолодые — 1980-х годов выпуска. Восстанавливать их не было смысла — они поступили в хозяйство подержанными.

Кроме КСУП «Бель», отряды сельхозавиации на Могилевщине базировались еще в двух хозяйствах — ОАО «Рассвет имени К. П. Орловского» Кировского и ЗАО «Агрокомбинат «Заря» Могилевского районов. В «Рассвете» от Ан-2 в пользу самоходного опрыскивателя-разбрасывателя «Туман» отказались в начале прошлого года. В хозяйстве посчитали, что энергонасыщенная техника справляется с задачами лучше авиации, а обслуживание и эксплуатация меньше бьет по кошельку. 

В могилевской «Заре», по словам заместителя директора по идеологической работе Ларисы Ковальчук, кукурузники не используют уже два года. Да, преимущества у такого вида аппаратов, несомненно, были. К примеру, после снежных зим почва сильно переувлажнена, поэтому техника с опрыскивателями не всегда могла выйти на поля. В этом случае на помощь приходили летательные агрегаты. 

— Однако специалисты просчитали экономическую выгоду, — поясняет Лариса Александровна, — и пришли к выводу, что кукурузники обходятся в копеечку. И речь не только о топливе. Дорогим выходило техническое обслуживание, ремонт. А период эксплуатации авиации короткий — в основном до лета. Поэтому в хозяйстве и ушли от воздушной подкормки. 

bizyk@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter