Анна Страхова из Шклова собрала коллекцию редких кукол

Куклы выбирают ее

«Ты что, не наигралась еще?» Этот вопрос 25-летней Анне Страховой из Шклова задают довольно часто. Анна, в коллекции которой более сотни редких кукол, только улыбается в ответ. Для нее они больше чем игрушки. Девушка не просто приобретает редкие экземпляры. Она знает их историю и рассказывает ее детям и взрослым – в музеях, где периодически выставляет свои куклы.

Стать коллекционером кукол Анна (историк по образованию) не мечтала. Но так уж получилось: совпали и хобби, и работа. По окончании Могилевского государственного университета имени Аркадия Кулешова девушка пошла работать в Шкловский районный историко-краеведческий музей, где рассказывала посетителям об истории края, в том числе о куклах-оберегах, давала мастер-классы, как правильно без иголки и ножниц их изготовить. Объясняла маленьким землякам:

Эти куколки – не просто игрушки. Например, «Желанница» помогает осуществить мечту, «Подорожницу» берут с собой, чтобы путь стал легким. А «зайчика на пальчик» издавна мастерили для детишек, которые оставались дома одни – чтоб им не было страшно.

Славянские обереги делали без лица – «чтобы в них не вселился злой дух». Игрушки из коллекции Анны Страховой, которую она начала собирать три года назад, напротив, очень эмоциональны. У семейки миниатюрных испанцев (рост кукол от 17 до 45 сантиметров) на лицах читаются и сентиментальность, и радость, и злость. Коллекция авторских кукол называется «Маленькие кривляки». «Куклы, рассказывающие истории» делает и известный немецкий мастер Глория Ливи. Например, у фарфоровой «бедняжки Анни» разбита коленка. А у рыжеволосого «Непоседы Майкла», представленного на выставке в Могилеве, – на щеке слеза, а рука – на перетяжке, в гипсе. Куклы Ливи у коллекционеров популярны не только потому, что они «очень живые», но и потому, что выпускаются небольшим «тиражом».

Коллекция Анны насчитывает более 100 экземпляров:


Первая моя кукла – красавица Эмили – работа известного американского мастера Дианы Эффнер. У ее «девочек» тоже есть отличительная особенность – очень живые глаза и добрые лица, которые Диана расписывает вручную. Сама подбирает и шьет куклам наряды. Так что заядлым коллекционерам приходится ждать новую работу по полгода, а то и больше. У моей Эмили где-то по свету разбросаны «близнецы». Но их немного. Кукла выпускалась всего два года. А форма, по которой ее отливали, в 1998-м была уничтожена. Мастер делает это, чтобы ее работы не копировали.


Свою Эмили Анна нашла в столице Хакасии – Абакане, за 5000 километров от родного дома. Ехать за игрушкой не пришлось – заказала по интернету. А потом ночь не спала и переживала, приедет ли ее принцесса в целости-сохранности: «Она же такая нежная, фарфоровая! Но мне повезло, продавец очень тщательно ее упаковал, а сверху даже замотал ленточкой с надписью: «Осторожно, ценный хрупкий груз».


У Эмили, впрочем, как и у других игрушек, есть «свидетельство о рождении» – документ, подтверждающий подлинность, рассказывающий об авторе, о том, как создавалась игрушка и сколько у нее двойников. Их, как правило, немного. К примеру, таких как Мисси кукольника Памелы Эрфф в мире не более 1500 штук. Памелла, живущая в американском Коннектикуте, делает куклы, похожие на своих детей, их у многодетной мамы пятеро.

Впрочем, при выборе очередного экспоната для коллекции Анна руководствуется не только его редкостью, а тем, лежит ли к нему душа:


Полностью согласна с выражением «не ты выбираешь куклу, а кукла выбирает тебя». И это правда. В моей коллекции есть девочка с далматинцем известного мастера Файзаха Спаноса. Я к ней приглядывалась почти год. Открою страничку коллекционера на сайте, посмотрю, закрою, через день или неделю опять вернусь. И все-таки ее заказала, чему очень рада. Кукла редкая. Известнейшая фирма «Спанос» много лет производила коллекционных кукол из винила и фарфора ограниченными сериями, но, увы, прекратила свое существование, и теперь даже в США их игрушки отыскать непросто. Оттого они особо ценятся коллекционерами. У моей, кстати, очень трогательное имя. Как оберег – «Всегда на твоей стороне». Примечательно, что у каждой куклы – свой поклонник. Кто-то в девочке в шляпке узнает себя, кто-то – свою маму. Белокурая Мисси, например, копия маленькой племянницы моей подруги. А немецкий темноволосый кареглазый мальчик, которого я окрестила Ванюшей, очень похож на мою маму.

 
Коллекционные куклы стоят недешево. От 50 долларов в эквиваленте и выше. Стартовая цена кукол ручной работы от известных мастеров Кристин Оранж, Хильдегард Гюнцель, Дианы Эффнер или Ринды Рик и вовсе начинается от 1000 долларов. Неудивительно, если учесть, что у куклы «Сары» Рик в мире всего 50 двойников. О таких дорогущих экземплярах Анне остается только мечтать. Но уникальными авторскими куклами, клоунами, немецкими плюшевыми медвежатами Тедди ее коллекция периодически прирастает:

Мой любимый человек Саша на день рождения, Новый год, 8 Марта, да и просто без повода, дарит коллекционные игрушки. Потому что знает – для меня это лучший подарок.

kislyak@sb.by

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter