Куклы на радость

Одна из них уверена, что не бывает ничего случайного. Другая верит, что Его Величество Случай очень многое в жизни решает. Одна убеждена, что создание куклы — мистический акт, другая категорически отрицает всякую мистику. Одна, закончив куклу, испытывает радость. Другая бывает так опустошена, что несколько дней «отходит», нагружая себя обыденной домашней работой.
Одна из них уверена, что не бывает ничего случайного. Другая верит, что Его Величество Случай очень многое в жизни решает. Одна убеждена, что создание куклы — мистический акт, другая категорически отрицает всякую мистику. Одна, закончив куклу, испытывает радость. Другая бывает так опустошена, что несколько дней «отходит», нагружая себя обыденной домашней работой. Анна Свечникова и Ирина Рожко во многом очень разные. Но глядя на их совместно созданные куклы, никогда об этом не догадаешься, настолько они гармоничны, целостны и, кажется, выполнены на одном дыхании. Дамы и рыцари, гномы и тролли, Коломбина и Арлекин, ангелы и эльфы — целый мир образов, характеров, настроений. Мир, под обаяние которого просто невозможно, на мой взгляд, не попасть... Каждая из них пришла к созданию куклы своей дорогой. Анна Свечникова после окончания художественного училища имени А.К.Глебова и художественно-графического факультета Витебского педагогического университета работала в школе, увлекалась вышивкой, изучала белорусский народный костюм. И вот уже больше десяти лет занимается куклой. Сначала кукла была для Анны в большей степени манекеном для национального костюма. Позже стали появляться образы: Фея-счастье, ангелы-хранители, Пьеро, Коломбина и Арлекин, прекрасные дамы, русалки. Для изготовления коллекционных кукол пришлось освоить совершенно новые технологии. Большинство персональных кукол Анны Свечниковой полностью выполнены ею самой — начиная от вылепки лиц в пластилине и заканчивая сборкой и пошивом гардероба кукол. Ирина Рожко к серьезному занятию куклой пришла своими окольными путями (хотя первую свою куклу сделала еще в семилетнем возрасте). После школы окончила Мирское художественно-реставрационное училище по специальности «реставрация декоративных штукатурок и лепных изделий». Позже училась на факультете народной культуры БГПУ имени М.Танка. В течение двух декретных отпусков пробовала себя на разных поприщах и в разных качествах. Работала в художественно-музыкальной школе, участвовала в оформлении «Трактира на Парковой», оформляла интерьер кафе «2 x 2», кафе «Юность» на Минском море. Первый ее гном появился на свет от случайного впечатления, просто для души. За ним для компании выполнила еще одного. А потом на выставке в Троицком предместье Ирина увидела куклы Анны Свечниковой, к тому времени уже зрелого мастера. Так они и познакомились. И, что бывает крайне редко среди людей творческих (обычно откровенных индивидуалистов, как известно), сошлись, сработались, сдружились. У них появились совместные работы. Девять совместно выполненных гномов у них купил музей кукол в Санкт-Петербурге... И Анна, и Ирина имеют свою творческую индивидуальность. Ане больше всего нравится само создание образа, придумывание, меньше всего — сборка. Ира очень любит наряжать, украшать куклу. И Аня, и Ирина сознательно отказались от воссоздания исторического костюма. Костюмы их кукол сказочные, и главное для них — персонаж, образ. Любимый образ Ани — Русалка, Дух Воды, персонаж древнебелорусских мифов, утешительница девушек в неразделенной любви. У Иры Рожко есть работы, выполненные в разных техниках: например, в лоскутной, «Улитка» на пенопласте. У каждой из них по-прежнему есть персональные работы. Но все больше появляется работ, выполненных дуэтом. И обе считают, что от сотрудничества выигрывают. Больше того, со временем Анна и Ирина стали привлекать к сотрудничеству и других мастеров. Так, кукол-троллей они делали в соавторстве с Алексеем Дзербинским. Военное снаряжение для рыцарей ковал из металла Михаил Бочаров. В общем, как шутят Аня и Ирина, скоро впору будет создавать творческую мастерскую. — Куклы должны нести радость. Чтобы у тех, кто на них смотрит, становилось легко и светло на душе, — делится своим видением и пониманием творчества Аня. — Слез, трагедий хватает в жизни. Вообще, замечательный был лозунг в советское время: «Все лучшее — детям». Не только детям по возрасту, а тем детям, которые сохраняются и в душе каждого из нас, — о них-то мы и должны помнить, им-то и должны отдавать все лучшее. Я отношусь к куклам, как к работе, не жду вдохновения. Так, в три часа начинаю работу — изволь, вдохновение, явиться. И в процессе работы оно обязательно является. — А если, явившись, оно задерживается и не хочет вовремя убираться восвояси, ты его прогоняешь? — интересуюсь я. — Нет, раз уж пришло, я его не гоню прочь, все остальное может подождать... — А мне всегда интересно при создании куклы нарушить традицию, сказать «свое слово», — замечает Ирина Рожко. — Поэтому, например, у каждого из моих гномов — свой особый характер: один — мудрый, другой — хитрый, третий — задумчивый. Они не близнецы-братья. Иногда кукла рождается из какого-то мимолетного впечатления, увиденного на картинке, в кино, книге, витрине магазина. Традиции создания кукол в иных европейских странах имеют длинную историю. Сейчас и в Москве уже своя школа кукольного дизайна. В Беларуси есть замечательные и достаточно известные мастера кукол, но о какой-то школе, традиции говорить пока не приходится. Как бизнес, дело, которым можно заработать на жизнь, куклу в Беларуси мало кто рассматривает. Во всяком случае, и Ире, и Анне не удается жить на одних куклах, обе они еще подрабатывают... Сегодня в мире огромный интерес к кукле. По некоторым данным, коллекционеров кукол уже больше, чем филателистов. Некоторые из кукол оцениваются в стоимость хорошего автомобиля. Думаю, все это не случайно. Наверное, многим взрослым не очень уютно в их взрослом мире, где так не хватает справедливости, понимания, добра, тепла. Наверное, иногда им хочется почувствовать себя детьми и поиграть в куклы. И, может быть, передать их в наследство своим детям и внукам как свое завещание, как ангелов-хранителей, которые будут их согревать в минуты отчаянья и уныния... Дамы и рыцари, гномы и тролли, Коломбина и Арлекин, ангелы и эльфы. Куклы Ани Свечниковой и Иры Рожко разлетаются по всему миру (есть они уже в России, США, Израиле, Германии, Англии, Норвегии, Иордании), дарятся, поселяются в чьих-то домах. И я уверена, вместе с ними в этих домах поселяется Радость...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter