Календарь и традиции

"Куды дым - туды i хваробы"

Календарь и традиции

24 февраля - православная седмица сырная (Масленица).


26 февраля - память святителя Георгия, архиепископа Могилевского и Белорусского.


2 марта - Прощеное воскресенье. Заговенье на православный Великий пост.


Наступающую неделю исследователи называют "маргинальной" - она на стыке не только двух месяцев, но и двух пор года. Но это по ныне действующему григорианскому календарю. А вот белорусская природа, складывается впечатление, до сих пор предпочитает придерживаться так называемого старого стиля, то есть юлианского календаря, да и люди старшего возраста традиционно уверены: раньше середины марта весны не ожидай. И все же изменения происходят, и не только погодные, но и в хозяйстве, особенно сельском, крестьянском.

В конце февраля - начале марта телятся коровы, идет окот овец. Забота о домашних животных никогда не сходила с повестки дня у белорусов, вспомним, что в древности само поголовье называлось - "казна". Почитаемые на будущей неделе Власий и Онисим в народной традиции воспринимались и как опекуны домашних животных. Однако если Власий выступал своего рода общим "патроном", то Онисима в народе называли - "овчаром": он заботился об овцах. В эти дни у наших предков, как и у всех восточных славян, существовал обычай "окликать звезды": люди обращались к высоко сияющим звездам, призывали их на подмогу и просили, чтобы в домашнем хозяйстве родилось так много теляток и овечек - "як зорачак на небе".


Очень важным обрядом при появлении молодняка считалось так называемое "окуривание". Различные целебные травы крестьяне собирали во время полного расцвета зелени, часто - на Купалье, обычно это целебное сырье сохраняло свою силу не более чем на протяжении года: все-таки растения - живой организм, хотя и высушенный. Травы заваривались в виде настоев, а еще поджигались для окуривания - непременно от громничной свечи, которая уже сама по себе выступала оберегом, ее пламя приравнивалось к живому огню. Набор трав подбирался в зависимости от потребностей. К "зёлкам" добавлялись огарки свечей из церкви или костела, "ручаiнкi" льна, скорлупа от яиц, из которых вылупились цыплята.


Когда телились коровы, в первую очередь окуривалось само помещение, хлев. Процесс был по-настоящему очистительным - таким образом уничтожались накопившиеся за зиму микробы, плесень, мелкие насекомые... Сковороду с травами или другие приспособления располагали как можно ниже, чтобы дым проникал повсюду и животное также его вдыхало. При этом произносилось: "Каб усе хваробы не хадзiлi i цяля не чапалi", "Куды дым - туды i хваробы". В целом это была четкая и продуманная с точки зрения народной медицины процедура. Подожженные травы горели не сильно, дым лишь слегка курился, так происходила своеобразная антисептическая "ингаляция".


Подобные процедуры проводились и в случае болезни животных, и когда вдруг у практически здоровой коровы пропадало молоко. Тогда чаще всего применяли сборы "ад пярэпалаху", считая, что животное, скорее всего, чего-то сильно испугалось, перенесло стресс. В такой сбор входили чертополох, полынь, лен, липовый цвет, подорожник, тысячелистник. В некоторых случаях, чтобы избежать падежа животных, хлев окуривали со всех четырех сторон, у каждого угла. Такое окуривание могли проводить не один раз.


Уже все чаще крестьяне думали и о предстоящем полевом сезоне. На февральский утренний морозец выставляли зерно, предназначенное для посева, чтобы, как говорили, закалялось: считали, тронутое холодом зерно даст хороший урожай. Выносили на улицу также изготовленную из новых ниток пряжу, чтобы схватилась морозом, отбелилась и нитки стали чистые и ровные.


В это время небольшая оттепель в дневные часы обещает хорошие травы к покосу и теплый июнь.


Советская Белоруссия №34 (24417). Пятница, 21 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter