Кудесница слова

Анна Панкратова рассказывает, как многодетной маме успешно реализоваться в любимом деле и почему нельзя переделывать мужчину “под себя”

Анна Панкратова рассказывает, как многодетной маме успешно реализоваться в любимом деле и почему нельзя переделывать мужчину “под себя”

Тоненькая, как тростинка, с озорной мальчишечьей стрижкой и доброй улыбкой... На первый взгляд — хрупкая ранимая женщина. В реальности же — ураган.

А как по-другому охарактеризовать личность, у которой все в руках горит и спорится? Посудите сами: эта удивительная женщина сочиняет стихи и песни, пишет статьи, организует творческие фестивали не только у нас, но и за рубежом. Она же разработала комплексную образовательную программу творческого развития детей и молодежи, главная цель которой — воспитывать гармонично развитую личность. А недавно неутомимая белоруска вошла в число номинантов престижной национальной литературной премии России “Писатель года” в разделе “Детская литература”. Оказывается, она еще и мастерица сказок. Удивительно, но при такой феерии дел и увлечений Анна Панкратова смогла реализовать себя и в материнстве. У нее четверо детей.

— Анна, ваша биография впечатляет: писатель, журналист, поэтесса, композитор, автор и исполнитель собственных песен. При такой загрузке и — четверо детей. Выходит, что гармоничное сочетание карьеры и материнства возможно?

— Не считаю загрузкой то, что происходит как бы само собой. Умение визуализировать эмоции — при помощи алфавита, музыкального инструмента, красок или кисточки — это данность. И, как следствие, потребность.

А карьера — это немножко другое, то, чем, честно говоря, никогда в жизни не занималась.

— Но быть мамой и при этом успешно реализоваться в любимом деле достаточно сложно. Успеваете уделять внимание себе?

— Кто-то считает, что уделить внимание себе — это значит отправить детей к бабушке и сходить в парикмахер-скую или в кино. А я, например, детские песенки и сказки сочиняю. Люблю театр, лесные путешествия и город-ские парки с аттракционами. Причем по мере возможности всегда беру с собой детей. Или, если вместе с детьми, то это уже не считается временем, уделенным себе? Если так, тогда, значит, нет, не успеваю я уделять себе внимание (смеется. — Авт.).

— Вас номинировали на российскую литературную премию “Писатель года” в разделе “Детская литература”. Выходит, вашим детям невероятно повезло: они могли слушать новые сказки из уст мамы?

— Ну, или не повезло — это у них нужно спросить. Тут очень многое зависит от того, насколько эти сказки нужны самим детям. Например, мои старшие вечером всегда просили меня, чтобы взяла гитару. Я садилась на краешек кроватки и пела им песенки, пока не заснут. Среднему сыну больше нравились истории про то, “как все было по-настоящему, когда взрослые были маленькими”. А самый младший без сказки не засыпает до сих пор, несмотря на солидный возраст, — двенадцать лет. Сейчас, конечно, он сам перед сном читает любимые книжки. Но, несмотря ни на возраст, ни на множество любимых книг, часто просит: “мама, расскажи сказку”. И обычно это случается тогда, когда ему приходится засыпать без меня. Тогда я присылаю ему коротенькие SMS-сказочки. И к настоящему времени их накопилось на целый сборник в двух частях: “Снежный Кот и другие обыкновенные волшебности”.

— Расскажите, как появился на свет цикл сказочных историй “Про мальчика Дёму”, благодаря которому вас заметили уже как сказочницу.

— Главный герой этих сказок — мой младший сын. Когда малыш растет, с ним каждый день происходит множество удивительных событий. Все, что происходило днем, перед сном я рассказывала сынишке в виде сказок. Но сначала у нас появился Топ-Топ. Многие маленькие дети иногда придумывают себе “вторую половинку”. Выглядит это примерно так: “Кто у нас молодец? — Это я! — А кто это тут набедокурил? — Это не я, это другой мальчик”. А у Дёмки где-то в два года появился Топ-Топ, который обо всем спрашивал и, если происходили какие-либо неприятности, вроде опрокинутой чашки, часто звучало: “это не я, это Топ-Топ”. Постепенно так и сложилось: рассказывать сыну сказки про любимого персонажа, а потом обсуждать с ним, где и что Топ-Топ сделал неправильно и как это можно исправить. Но сначала это были просто сказки, рассказанные на ночь, которые записывались от случая к случаю. А в 2005 году, когда умерла моя мама, Дёмушка очень переживал и, чтобы хоть как-то ему помочь справиться с этой бедой, была написана сказочная повесть “Страна Сладкоежек”.

— У вас есть запретные темы, которые вы не обсуждаете со своими детьми? Говорите ли вы с ними о смерти, сексе, войне?

— Запретных тем в общении быть не может. Но есть  те, которые до определенного возраста с детьми обсуждать не следует. Проблему в каком возрасте и о чем можно говорить с детьми я решила для себя очень просто: “спорные” темы не стоит поднимать вообще. Но, если какую-то запретную тему поднимает сам ребенок, то не только можно — очень даже нужно подробно ответить на все его вопросы. Главное при этом — давать информацию дозированно и не опережать события. Если  ребенок говорит: “а я знаю, что детей не аист приносит, а они от мамы с папой бывают, расскажи как”, многие родители сразу сердятся, мол, мал еще такие вопросы задавать. А ведь ребенок не о физиологии спрашивает, а лишь пытается как-то определить для себя новую информацию. Поэтому, лучше сказать, что мама с папой друг друга очень любят, и из этой любви получается маленький человечек. Малышу этого будет достаточно. А родители, которые за такие во-просы наказывают, в конечном итоге добиваются того, что ребенок вообще проблемные вопросы им задавать перестает. К переходному возрасту все это выливается в “проблемность” подростков.

— Интересно, в воспитании детей вы придерживаетесь каких-то методик?

— Если ребенка любишь и тебе с ним интересно, то никакие методики не нужны, все получается само собой. Дети верят в настоящую дружбу, а не в авторитеты и приоритеты. Поэтому для ребенка нужно быть просто другом.

— А можно “воспитать” любимого мужчину?

— Ошибка многих женщин в том, что они пытаются мужчину “воспитать”: переделать под себя, “изничтожить” в его характере то, что кажется непонятным или ненужным. Но ведь если любишь человека, то любишь его таким, каков он есть.

— Вы верите в силу сказкотерапии?

— Однозначно. И не только для детей, но и для взрослых. Думаю, что если бы взрослые не переставали верить в волшебные сказки, то бед и огорчений в мире было бы гораздо меньше.

— Что вы можете посоветовать женщинам, которые не могут “найти себя”?

— Только одно — “поискать себя” не только среди карьерных претензий или отношений с мужьями, а где-нибудь еще: например, в сказке, которую можно сочинить вместе со своим ребенком, а потом сделать так, чтобы эта сказка для него стала самым лучшим воспоминанием детства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter