Календарь и традиции

Куда ветер веет

Календарь и традиции

29 июня - в Беларуси у православных верующих особо почитается Собор Белорусских святых. Продолжается Петров пост.


29 июня - католики отмечают день святых апостолов Петра и Павла.

 


Лето в разгаре. Кажется, тепло исходит от самой земли, и действительно, она уже согрелась, что ощущается, когда ступаешь босой ногой на тропинку. Даже самые строгие мамы разрешают своим детям побегать босиком. Контакт с землей, с упругой травой, вошедшей в самую силу, обладает поистине целебным эффектом: многие растения "работают" как настоящие антибактериальные средства, а еще промассажируют ступни, что обязательно благотворно скажется на здоровье ребенка.


Но и сильные, шквалистые ветры в эту пору тоже не новость. Да и затяжные дожди добра не приносят, но ведь не перекроешь кран с небесной водой. В каждый сезон природа находит возможность напомнить человеку, что она королева, а человек - ее подданный.


Тем не менее теплый воздух радует нас в это летнее время. Воздух, по представлениям индоевропейцев, выступает одним из составляющих элементов построения мира вместе с землей, водой и огнем, необходимым условием существования всего живого. Про воздух-"паветра" белорусы говорят: прозрачный, легкий, чистый, а про тихую летнюю погоду - воздух просто застыл. И такое его состояние воспринимается обычным и нормальным. А вот различного рода отклонения в виде сильных бурь, смерчей, гроз с проливными дождями нередко персонифицируются и предстают в народной традиции "страшэннымi пачварамi", стремящимися навредить природе и человеку. Именно поэтому рядом со светлыми образами солнца, месяца начиная с далекой древности у индоевропейцев возникали и другие: "вей", "падвей". Сам по себе ветер воспринимался по-разному. С одной стороны, он приносит влагу, тепло, дарующие жизнь и здоровое развитие, заставляет работать ветряные мельницы на пользу человека. Древние называли такие ветры "душами богов". Другие "воздушные" персонажи характеризуются как ветры буйные, как бури, "свiшчы", "похвiсты". В Новогрудке еще в XIX столетии помнили, что когда-то там стоял самый настоящий идол "Похвiст". Таким "паветраным сiлам" старались противостоять или искали возможность ладить с ними. В представлении древних ветры как бы делились на своеобразные категории: одним сопутствовали густые туманы, сырость, другим - холода: их называли "сiверамi". Особенно опасными считались ветры, приносящие различные заболевания и эпидемии.


"Паветрыкi" - это недобрые духи, которые держатся "гуртам" и прилетают обычно из чужих краев, из каких-то "плохих" мест и стараются напасть на человека. В таком случае, чтобы защититься, человеку нужно встать так, чтобы ветер не был встречным. А чтобы справиться со смерчем, требовалось бросить в него нож. Вот так считали наши предки.


В народном представлении воздух также воспринимался как в положительном смысле, так и в отрицательном. "На вецер", "на паветра" могли посылаться злые слова и даже проклятия. В народной медицине именно воздуху отводилась очистительная функция: он помогал человеку избавиться от насланного зла. У белорусов очищению "паветранай прасторы" уделялось огромное внимание - и в жилых домах, и в хозяйственных постройках - там проводили окуривание различными травами, ладаном, громничными свечами, их окропляли святой водой. Нагретый в бане воздух, воздух от печки, дыхание животных и самого человека называлось "духом", что вполне соотносится с понятием "душа".


Советская Белоруссия №115 (24498). Пятница, 20 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter