Куда ведут благие намерения?

Выпускникам детских домов-интернатов - сиротам по закону - положено социальное жилье.
Выпускникам детских домов-интернатов - сиротам по закону - положено социальное жилье. Вроде бы благое намерение. Но чем оно нередко оборачивается? Я знаю одного сироту, который воспитывался в детском доме. Он к 25 годам стал хроническим алкоголиком, нигде не работает, а живет, что называется, на широкую ногу. Деньги на выпивку имеет, сдавая часть квартиры, которую ему, кстати, выделило государство как воспитаннику детского дома. Думаю, раз есть один такой пример, найдутся и другие. А это уже серьезный повод для раздумий. Может, не следует раздавать социальное жилье направо и налево (при таких-то очередях на жилплощадь!), а подходить к этому вопросу строго индивидуально: выделять жилье морально устойчивым и работающим выпускникам детских домов-интернатов?

В.КРЫЛЕНКО, Минск.



А мы теряем корни...

Заставило взяться за ручку плачевное состояние нашего белорусского села. Множество сельхозпредприятий обанкротилось или на грани этого. Люди бегут из деревни кто куда. Чтобы хоть как-то упорядочить и приостановить этот "бег", государство строит на селе жилье. Хорошее это дело, правильное. Вот только кто в этих домах жить будет? Одна за другой закрываются сельские школы: мол, затратны, неперспективны. Неужели выгоднее жечь бензин, дважды в день подвозя ребятишек в "соседние", за километры, школы? Во все времена образование во многом определяло будущее нашего государства. Сколько вложишь - столько получишь. А что мы получим, если уберем "неперспективные" школы, фельдшерские пункты, клубы, магазины, почтовые отделения? Полное запустение, крах белорусской деревни? Какая молодая семья захочет "пустить на земле корни", видя в таком свете свое будущее?

Владимир НИКИТЕНКО, д. Липовец Ушачского района.



Бедность воображения - не мелочь

Общаясь со своими учениками, студентами, гимназистами, я нередко задумываюсь о такой "мелочи", как бедность воображения. Жизнь достаточно коротка, чтобы позволить себе прожить ее скучно и серо, и достаточно длинна, чтобы успеть задуматься о вечном. С момента появления человечества искусство является своеобразной сцепкой, связкой всех элементов существования, продвижения, мышления людей. Оно позволяет постигать космос человеческой души. Окажется ли ХХI век гуманитарным? Таким вопросом задаются сегодня, в самом его начале, философы, культурологи, ученые, занимающиеся проблемами мировой цивилизации. Многим он представляется больше техническим, технологическим, научным и т.д. Скорее всего, сколько людей - столько и мнений. Несомненно одно: если наши дети не научатся нести ответственность за мир, в котором живут, не будут стремиться украшать его, а не разрушать, что же тогда останется в наследие будущим поколениям от нас, сегодняшних?

Татьяна КОТОВИЧ, кандидат искусствоведения,



Витебск. Салют для бедных

В моем подъезде живет неприметная скромная старушка, всю жизнь проработавшая учительницей. Ей давно уже не надо торопиться, чтобы успеть к звонку, нет на ее столе больших стопок тетрадей, которые нужно проверить. Нет и хотя бы относительного материального благополучия - живет на скромную пенсию. По утрам я нередко встречаю соседку у мусорного бака. Когда женщина слышит приближающиеся шаги, стыдливо отходит, прячет лицо в старый, выцветший шерстяной платок. Но как только "опасность" минует, возвращается к баку и, стараясь остаться незамеченной, робко переворачивает груды старья в поисках пустой бутылки, которую можно сдать и купить кефир или яблоки.

Можно как угодно относиться к людям, оказавшимся за чертой бедности или балансирующих на грани этой черты. Важно то, что эти люди есть, более того - стали частью нашей жизни. И мы уже не замечаем их... Жизнь, конечно, лихо закрутила: теперь каждый сидит в своей ракушке и носа не высовывает. Не до чужих трудностей, если своих - выше головы. Встретишь, бывало, на улице знакомого, спросишь, как дела, а он на тебя с благодарностью выливает ушат собственных бытовых неурядиц и семейных проблем. Но вот парадокс: случись какой праздник или народное гулянье, он с семьей при полном параде все аттракционы в парке обойдет, детям сахарную вату купит, а потом с беззаботной улыбкой будет любоваться вечерним фейерверком. Значит, не все так плохо, есть и что-то хорошее в его жизни? Мне кажется, это характерно для многих, за исключением стариков. Они уж если жалуются на жизнь, то не кривя душой. Когда я пересекаюсь с кем-нибудь из этих людей (в том же подземном переходе, например), невольно начинаю чувствовать себя абсолютно счастливым человеком, мне даже неловко за свое счастье. Мои проблемы не идут ни в какое сравнение с их трудностями: я здорова, одета, работаю и получаю зарплату, которой хватает на жизнь, пусть без излишеств, но все-таки хватает. Но дело не в этом. Нам настолько нравится жалеть самих себя, что мы буквально упиваемся этим саможалением. И не замечаем, что есть рядом люди, которым несоизмеримо хуже, и помощи им ждать, в принципе, неоткуда.

...Как-то в выходные я испекла детям пирог и вдруг вспомнила об одинокой учительнице, взяла гостинец и пошла к ней в гости. Чего только не было на ее лице - удивление, испуг, благодарность и... стыд. Она ни в какую не хотела принимать угощение, все отказывалась и извинялась за что-то. В конце концов я уговорила ее поставить чайник, и мы весь вечер провели за пирогом и разговорами. Тогда я поняла, насколько же не хватает этой женщине человеческой доброты и участия. Пожалуй, больше, чем лишней тысячи в кошельке. Поймите меня правильно, я не предлагаю всем взять за правило ходить в гости к бедным и больным, подавать направо и налево без разбору, охать и ахать над чьей-то несложившейся судьбой. Но и дальше закрываться в своих ракушках нельзя. Ведь совсем не сложно помочь старику, сказать доброе слово одинокому... Да и не страшно, если один из праздников пройдет без разноцветного фейерверка. Зато столько за сэкономленные деньги можно купить подарков тем, кто их себе позволить не в состоянии!

Тереза БАКУНОВИЧ, Минск.



Рожденные в БССР

Сейчас вся страна активно меняет паспорта старого образца на новые. Моя жена, женщина, надо заметить, сознательная, тоже обменяла свой серпастый-молоткастый. И все бы хорошо, да вот незадача какая. В свидетельстве о рождении написано, что Валентина Яковлевна Бороха (моя жена) родилась 9 августа 1939 года в деревне Залучье Освейского района Полоцкой области БССР. А вот в новом паспорте эта запись изменена до неузнаваемости. Оказывается, моя благоверная появилась на свет в деревне Залучье Верхнедвинского района Витебской области Республики Беларусь. Верхнедвинский район был образован в 60-х годах прошлого века. А наше государство стало суверенным в 1991 году. Выходит, моя жена за свою жизнь рождалась несколько раз?

Я почему все так подробно расписал. Мне тоже предстоит менять паспорт. И меня заранее предупредили, что в новом документе также запишут местом рождения Верхнедвинский район вместо Освейского. Мол, после расформирования последнего его земли вошли в состав Верхнедвинщины, значит, она и является местом нашего с женой рождения. Лично мне такое положение дел кажется не совсем справедливым. Раньше (всего-то лет сто назад) люди рождались в волостях, уездах, имениях, что и было указано в их документах. Это история. Но чем отличаемся от них мы? Неужели только тем, что живем и пришло время менять один паспорт на другой?

Александр ЗАКРЕВСКИЙ, Новополоцк.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter