Куда ведет ковровая дорожка?

Министерство торговли и Белкоопсоюз, похоже, намерены строго следовать законам рыночной экономики.
Министерство торговли и Белкоопсоюз, похоже, намерены строго следовать законам рыночной экономики. С их согласия подготовлен проект постановления Совета Министров об отмене квот на закупку магазинами отечественных промтоваров. Президент концерна "Беллегпром" Эдуард Нарышкин уже заявил о "беспрецедентном лоббировании чьих-то коммерческих интересов" и предрек абсолютное падение продаж (и без того снизившихся до 28 - 38 процентов) белорусской одежды, обуви и прочего текстиля. Такое административное вмешательство в рынок, как квоты, хоть и не гарантировало сбыт отечественной продукции, но все же обеспечивало ее присутствие на прилавках.

- Так что, теперь магазины будут закупать товар в Китае? - поинтересовалась у меня приятельница.

- Не думаю, - ответила я, но на всякий случай обратилась к специалистам.

- Что для вас квоты? - спрашиваю у финансового директора ОАО "Ковры Бреста" Вячеслава Турченяна. Для справки отмечу, что ковровая индустрия Беларуси - а это витебский и брестский комбинаты - выпускает продукции в полтора раза больше, чем россияне, и на внутреннем рынке продает только треть произведенного. К 2002 году брестские ковры получили все мыслимые сертификаты качества, в том числе одними из первых в Беларуси - экологический ISО 14001, английский знак качества "Вулмарк" и российскую платиновую медаль "Знак качества ХХI". То есть фирма солидная и, как казалось, уверенно чувствующая себя на рынке.

- В 1996 году наше предприятие две трети продукции поставляло за границу. Мы "вышли" в Америку, пытались найти нишу в Европе, - рассказывает Вячеслав Ефимович. - Но искусственно созданный дисбаланс цен с помощью двойного курса белорусского рубля и постановление правительства о введении квот развернули производство на внутренний рынок. С 1997 по 2000 годы поставки ковров Минторгу выросли с 600 тысяч квадратных метров до 1.400 тысяч. Столько не нужно было жителям Беларуси, шла откровенная спекуляция в России за счет разницы цен у них и у нас. Но ситуация меняется, а торговля продолжает заказывать товар в прежних объемах. А когда он залеживается, Минторг режет квоты втрое, и 950 тысяч "квадратов" наших ковров ложатся на склады. И никто ни за что не отвечает. Теперь нам понадобится 2 - 3 года, чтобы восстановить внешние рынки сбыта.

Между тем спекулятивная игра на квотах и ценах отбросила оба предприятия далеко назад. Спрос на их продукцию в 2001 году снизился почти на треть, а в прошлом - еще на четверть. Дизайн несовременен, колористика блеклая, рисунок безнадежно устарел, заявки магазинов по размерам, расцветке не выполняются. Однако ж через 25 дней за взятый на продажу товар с предприятиями нужно рассчитаться, в то время как коммерсанты предлагают яркие бельгийские ковровые покрытия любой плотности, расцветки, длины ворса и на любых условиях. Официальный импорт уже достиг 10 процентов в объемах реализации ковровых изделий на белорусском рынке, неофициальный, через открытые границы России, - в несколько раз больше.

И что же наши комбинаты? Все видят, все знают, но мало что могут изменить. "Витебские ковры" первый принципиально новый восьмицветный станок с электронным дизайном купили в 1998 году. И, как говорит заместитель генерального директора по экономике акционерного общества Елена Черепнина, положение изменилось радикально. Нынче таких станков уже 4, и они работают в непрерывном режиме, но, несмотря на это, не могут удовлетворить спрос. Стоит каждая такая машина полтора миллиона евро. Но если "Витебские ковры" в год приобретают по одному новому комплексу, то подмосковные "Люберецкие ковры" - по 4. "Они растут быстрее, - отмечает Елена Черепнина, - и мы можем проиграть конкуренцию". На брестском комбинате вообще не рассчитывают на техперевооружение до 2005 года, поскольку еще не рассчитались за модернизацию десятилетней давности...

Итак, как удалось выяснить из частных бесед со специалистами, отмена квот лишь повод для того, чтобы бить тревогу. Почти каждая вторая фабрика или акционерное общество легкой промышленности безнадежно отстали от европейского уровня качества и моды, в то время как по ценам почти сравнялись. Второй год подряд "падает" отрасль, кормящая более 100 тысяч человек. 8,6 тысячи из них в прошлом году оказались без работы. За год реальная зарплата в легпроме снизилась на 4 процента и обеспечивала всего одну с четвертью минимальную потребительскую корзинку. Участились вынужденные простои фабрик, но главное - склады ломятся от нераспроданного товара общей стоимостью 50 с лишним миллионов долларов.

Но чудес не бывает. Для возрождения предприятий нужны серьезные внутренние или внешние инвестиции. Иначе жесткая конкуренция способна их окончательно посадить на мель.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter