Куда в XXI веке подевались тимуровцы и добровольцы?

В погоне за деньгами мы просто забыли о традициях своего народа...

Зная не понаслышке, с каким интервалом курсируют между небольшими населенными пунктами автобусы, часто беру к себе в машину попутчиков — местных жителей, смущенно голосующих на дороге — видно, от неудобства, что приходится просить у кого-то помощи. Но какая же это помощь? Остановиться на пару секунд да проехать в компании веселого дедули или бабули несколько километров. В то время как им придется ждать общественного транспорта, может, и несколько часов. Как же была удивлена однажды, когда, довезя бабушку до нужного места, увидела, как та своими сухенькими морщинистыми ручками полезла в сумку... за деньгами, чтобы расплатиться! И что поразило: когда стала убеждать бабушку не беспокоиться, та с удивлением посмотрела на меня: “Дзетачка, а няўжо гэта сёння яшчэ робяць штосьці за проста так?”

Понятно, не без причин она так спросила. Рассказала потом, как многие водители, останавливаясь, сразу называют сумму вознаграждения за их “благодушную” помощь. Ох уж этот век коммерции! Кажется, скоро будем деньги просить за то, что помогли слепому перейти дорогу или уступили место пожилому человеку в метро. Да что там говорить, сегодня даже родители платят своим чадам за помощь по хозяйству. Знаю, в некоторых семьях и расценки существуют: вынести ведро мусора — тысяча рублей, погулять с бобиком — пять тысяч, собрать урожай с яблони — червонец и так далее. Наверное, только так стимулируя, и можно сегодня оттащить  молодежь от компьютеров  и телевизоров.

В погоне за деньгами мы просто забыли о традициях своего  народа. А ведь стремление помочь родителям, брату, соседу всегда было в белорусской душе. В Беларуси, впрочем, как и в славянских России и Украине даже такая форма деревенской взаимопомощи существовала — толока. Не забыли ли мы еще это слово? “Спакон вякоў” односельчане, собираясь в толоку, работали сообща, вместе, добровольно и бесплатно. Бульбу выкопать, сруб поставить, кабанчика заколоть... Никто не жаловался, что спина болит или руки затекли. От души люди хотели помочь быстрее завершить дело. А потом тот, для кого работали, всех угощал. Люди шутили, пели, веселились. Может, кому-то и покажется странным, но помощь другому становилась праздником.

Наверное, потому, что традиции взаимопомощи всегда сильнее были на селе, добровольцев, готовых помочь за спасибо, и сегодня легче найти в деревне. Людей и просить не надо. Видит сосед, что за забором дрова рубят, тут же крикнет: “Эй, Міхась, можа, дапамагчы?”.

Реже такие акты доброты встретишь в городе. Ну кто, скажем, увидев с балкона, что сосед снизу не может завести машину, тут же поспешит вниз предложить помощь? Некогда нам стало добро творить. Столько в жизни “интересностей” появилось — ноутбуки, планшеты, айпады... Наша “благотворительность” заканчивается на том, что, сидя “в онлайне”, мы ставим “лайки” под информацией о том, что требуется помощь бездомному котенку  или больному ребенку. Вместо того чтобы выйти на улицу и помочь реально. Хотя и это уже хорошо — значит, есть в нашей душе место доброте. Просто порядок в ней надо навести, чтобы отыскать там желание творить добро.

Помогать безвозмездно сегодня даже становится модно — во всем мире развивается волонтерское движение. Думаете, оттого, что люди вдруг стали добрее? Скорее, мы просто осознали, что творить добро — необходимость. Прочитала на одном из сайтов, посвященных добровольной помощи: “Быть волонтером —  значит, избавиться от внутреннего дискомфорта. Когда душа находит действия человека нацеленными на любовь к ближнему, когда состояние дискомфорта приводит человека к занятию душеполезному и душеспасительному — она успокаивается, появляется ощущение гармонии и порядка”. Получается, что, творя добро, мы помогаем в первую очередь не кому-то, а сами себе.

E-mail: mila_blr@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter