Куда приходит детство

Как живется сегодня частным дошкольным учреждениям?

В какой садик отдать ребенка: частный или государственный? Массовый выбор родителей в пользу второго обусловлен исключительно вопросом цены. Там в разы дешевле. О переполненных группах, нехватке воспитателей, просьбах «не приводить детей летом» и денежных сборах на все-все-все лучше не вспоминать. Потому как дешевле.

Как живется сегодня частным дошкольным учреждениям? Почему детские сады семейного типа прижились пока только в регионах? И отчего так непросто превратить детские ясли в доходный бизнес? Ответы на эти вопросы искали журналисты «Р».

--------------------------------------

Частному саду нужно участие

Родители начинают готовить свое чадо к взрослой жизни почти с пеленок. Малыш ходит в обычный садик. А в нагрузку ему — шахматный кружок, курсы английского, занятия конным спортом… Как-то увидела в трамвае сына своей подруги после подобных «встрясок». Смышленый ребенок казался таким замученным: постоянные переезды по городу, общение с разными людьми. Как альтернатива — частный детский сад, где многие услуги родители выбирают на месте. Сад организует даже подвоз ребенка от дома. Удобно. Но! Готовы ли мамы и папы вынуть из кошелька 600 евро в месяц? Реально ли с помощью государства снизить оплату в частном садике? Какие новые виды дошкольной работы помогают справляться с нехваткой мест в детских садах? Обо всем этом мы говорим с Альбиной ДАВИДОВИЧ (на снимке), начальником отдела дошкольного образования Министерства образования.

Частные детские сады развиваются в стране около 15 лет. Что здесь было изначальным — спрос или предложение, трудно сказать. Сейчас их десять, большинство представляет собой учебно-педагогические комплексы. Динамика с годами идет в плюс. Недавний случай с минским садиком ОДО «Диария» в Советском районе, когда из-за долгов по аренде он оказался на грани закрытия, скорее, исключение. Возникли чисто финансовые вопросы между арендодателем и учредителем сада, комментирует Альбина Давидович. Министерство образования направило ходатайство в Мингорисполком: спор должен быть уже урегулирован.

Как правило, частные сады арендуют помещения в государственных учреждениях образования того или иного района, лишь некоторые размещаются в коттеджах. Поэтому могут пользоваться общими музыкальными, физкультурными залами, пищеблоками и территорией для прогулок. За аренду помещений частники платят по минимальным и понижающим коэффициентам. Хотя законодательство не исключает возможности предоставлять их в безвозмездное пользование. Но пока арендодатели с этим не спешат. Тем более что 7 из 10 частных детских садов расположены в Минске, где не так просто найти свободное помещение.

Для тех, кто занимается дошкольным образованием, предусмотрены налоговые льготы. И здесь неважно, какой формы собственности учреждение. Обороты по услугам освобождаются от налога на добавленную стоимость. Не нужно платить и налог на прибыль. Но если судить по числу частных детских садов, то все эти послабления пока не очень привлекательны для бизнеса. Причин специалисты видят несколько. Это и низкий родительский спрос из-за высокой оплаты. И особенности самой сферы: здесь мало просто иметь деньги, нужно тонко понимать специфику. Бывает, предприниматель хочет открыть группу кратковременного пребывания для малышей. На вопрос: «И чем с ними будете заниматься 3 часа?» — не мудрствуя лукаво, отвечает: «Учить рисованию». И это при том, что для детей старшего дошкольного возраста одно занятие длится не больше 20—25 минут.

В мире опыт сосуществования государственных и частных учреждений дошкольного образования есть разный. В Гонконге, например, предприниматели оказывают до 90 % услуг на этом рынке. В Чехии они в основном отвечают за группы детей раннего возраста (до 3 лет). Госучреждения за рубежом, как правило, обеспечивают обязательный минимум дошкольного образования, все остальное — за дополнительную плату.

В нашей стране действует программа развития системы дошкольного образования на 2009—2014 годы. Один из его приоритетов — государство должно предоставлять образовательные услуги с учетом запросов родителей. А значит, развитие частных садов — актуальная задача. В профильном министерстве считают, что через сайты отделов, управлений образования, спорта и туризма нужно больше рассказывать о возможности открытия частных детских садов. Чтобы человек четко представлял себе схему действий. Сегодня, например, далеко не все знают, что для открытия такого учреждения не требуется лицензия, достаточно госрегистрации в местном исполкоме.

Как помочь частникам снизить расходы и тем самым удешевить оплату для родителей? Одна из мер — при оформлении аренды заключать договоры на период не меньший, чем срок освоения дошкольной образовательной программы (то есть шесть лет). Вариант сэкономить на количестве воспитателей и питании исключен. Потому что конкурентное преимущество частных садов — маленькие группы (до 10 человек). Есть возможность каждому ребенку уделить много внимания, с детьми по популярным методикам занимаются высококлассные специалисты. Нередко в частные сады принимают деток, которые в обычный детский сад не могут ходить по состоянию здоровья.

Недавно внесены изменения в санитарные нормы и правила: появилась возможность размещать группы дошкольников на первых этажах новостроек. В Гомельской области уже согласовано два таких проекта. Очень важно, что помещения под сады проектируются сразу с учетом требований Минздрава и МЧС, а не приспосабливаются после сдачи дома. Если предложений бизнесменов в сфере дошкольного образования будет больше, возможно, сам рынок заставит цены поползти вниз.

Государственные сады гибко реагируют на запросы современных родителей. Поэтому, если у них нет желания на целый день оставлять малыша, найти подходящую группу не составит труда: адаптационные (на время подготовки к саду), материнские школы, группы выходного дня, есть даже прогулочные. И это не говоря о предложениях частников, сулящих вырастить из вашего ребенка гения творчества и выявить задатки Эйнштейна. Сейчас в стране открыто 2510 групп кратковременного пребывания. Действуют и семейные сады.

Тем не менее пока мест в дошкольных учреждениях все равно не хватает. В Брестской, Гродненской, Гомельской и Минской областях находятся в очереди и с нетерпением ждут встречи со своими первыми воспитателями более 10,6 тысячи малышей. Самая длинная очередь — в Брестской области (более 6 тысяч). Не всегда получается предложить родителям детский сад рядом с домом, особенно в микрорайонах с новостройками. Например, в Витебске этот вопрос актуален для Билево, в Минске — для Каменной Горки, Лошицы и Брилевичей.

Строительство детских садов, конечно, запланировано и ведется. Но только за счет его сразу справиться с проблемой не получится. Как раз предприниматели в решении вопроса доступности дошкольного образования могли бы стать неплохим подспорьем. И немаловажный вопрос здесь в том, сможет ли государство подставить частнику плечо, взяв на себя часть расходов.

Янина ЦИТРИКОВА

--------------------------------------

Братья по песочнице

Семейный детский сад — явление для нас малопонятное. Одни представляют его так: несколько родителей за свой счет арендуют квартиру, нанимают повара и няню либо сами по очереди занимаются с малышами. Другие уверены, что в этом саду мама смотрит не только за своими детьми, но и за малышами из двух-трех многодетных семей. В больших городах семейные группы помогли бы решить проблему переполненности классических детских учреждений. Но это отдаленная перспектива. Пока семейные сады спасают малонаселенные пункты и работают в регионах. Отправляюсь в один из них, что в Борисовском районе.

Одноэтажное кирпичное здание в центре деревни Веселово скрыто от посторонних глаз растительной изгородью. В типовом домике уже третий год работает семейный детский сад. Учреждение — государственное, от традиционного отличается методами и приемами организации образовательного процесса. Штат детсада небольшой: заведующая, воспитатель, помощник воспитателя, повар, сторож и завхоз.

Захожу. На пороге раздевалки с ноги на ногу переминаются трех¬летний Егор и пятилетняя Саша — ждут, пока остальные дети соберутся на прогулку. Кто-то одевается сам, кому-то без помощи взрослых не обойтись — младшему воспитаннику всего 2,5 года. Собрались-таки. Держась за руки малыши спешат на игровую площадку. За детьми, в том числе и за своим трехлетним сыном, присматривает помощник воспитателя Екатерина Касперская.

Пока малышня играет в песочнице, проходим по детскому саду с воспитателем Светланой Нехайчик. Она — профессиональный педагог. Спальня, пищеблок, небольшая прачечная. Ничего экстраординарного здесь нет, пожимает плечами Светлана Нехайчик, то же самое, что и в любом другом детском саду. В игровой комнате от кукол, машинок и настольных игр пестрит в глазах — недостатка в игрушках сад явно не испытывает. Так же, как и в учебных материалах. В шкафах классной комнаты — стройные ряды наглядных пособий, обучающей и развивающей литературы. Работают с детьми по учебной программе дошкольного образования. Есть и свой музыкальный кружок. Распорядок дня здешних дошколят такой же, как и в обычном саду. С поправкой на слово «семейный». Детский сад работает не более 7 часов в день. Но навстречу родителям здесь идут всегда: если их рабочий день заканчивается чуть позже обычного, то и ребенка можно забрать позже.

Выходим во двор. Слева — детская и спортивная площадки. Справа — яблоня, слива, кусты смородины. Компотом из собственных фруктов и ягод местную ребятню не удивишь, как и блюдами из овощей. Благо картошкой, свеклой, морковью, капустой помогают местные сельхозпредприятия. Родителям детский сад обходится от 340 до 400 тысяч рублей (если ребенок посещает его полный месяц). Остальные расходы покрывает бюджет района. Но для своих кровинушек, как говорят, ничего не жалко. Так что приносят сюда мамы и мячи, и надувные бассейны.

До окончания рабочего дня чуть меньше часа. Однако о мамах-папах никто из малышей и не вспоминает. Потому как дел у них — хоть отбавляй. Песочные куличи, скакалки, качели... Анечка, которой 2,5 года, разговаривает по телефону с трехлетним Егором. Самые старшие — Александра и Иван — виснут на турниках. Здоровые и довольные дети. А почему им такими не быть? Ведь каждому — море внимания. Малышей здесь всего 11. Большего количества не позволяет статус семейного детского сада. И это огромный плюс и явное преимущество перед обычными детсадами. Многих мам и пап привлекла именно немногочисленность группы. Поэтому и возят они своих детей из других деревень сюда. Хотя в соседних Зембине и Заболотье также есть детские учреждения.

В чем еще плюсы? Дети здесь редко болеют, за последние 3 месяца только один ребенок три дня из-за этого не посещал сад. Мамы поймут, о чем я. Причины богатырского здоровья, опять же, в малочисленности группы. И в условиях, максимально приближенных к домашним. Это в больших городских группах один чихнул — и десятерых заразил. Достоинство такой формы воспитания и в разном возрасте детей: младшие тянутся за старшими, а те, в свою очередь, их обучают. Да и как откажешь родному человеку? Все детки находятся в родственных отношениях — родные, двоюродные, троюродные братья и сестры.

Семейным сад стал в 2011 году по решению Борисовского райисполкома. До этого был обычным сельским. Маиса Лазерко, в недавнем прошлом заведующая детсадом, вспоминает, как тридцать лет назад в нем воспитывались 37 детей. Потом 30, 25, 20… Причины самые разные. В 1990-х годах здесь закрывались сельхозпредприятия, люди потянулись в Борисов, благо до него 15 километров. Сами воспитанники подросли и разъехались по стране. Но терять сад не хотелось. И что было делать? Менять статус.

Семейный детский сад — одна из разновидностей дошкольного образования. И довольно удачная, считают специалисты. При его создании не нужно разрабатывать отдельные нормативно-правовые акты. Для малонаселенных пунктов — это просто находка, уверена Анжела Ляцкая, заведующая сектором дошкольного образования отдела образования, спорта и туризма Борисовского райисполкома.

В Борисове и районе — 52 дошкольных учреждения и 8 учебно-педагогических комплексов детский сад-школа, которые посещают около 8 тысяч детей. А вот детсад семейного типа пока один. Но останавливаться на этой цифре в регионе не собираются. Возможно, подобные учреждения откроются и в других деревнях.

Елена МИСНИК

--------------------------------------

Аристократы из «Монтессори»

Благосостояние — только оно может сделать частные детские сады массовым явлением в стране. Так считает заведующая брестским садом «Монтессори» Таисия Максимович. За плечами заведующей — 17 лет руководства собственным детским учреждением. Кстати, первым среди регионов. Мы побывали в необычном садике и узнали, что могло бы помочь развить этот сегмент бизнеса.

Свое название частный детский сад «Монтессори» получил по фамилии знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори. Ее методики воспитания детей дошкольного возраста здесь внедрены в полной мере. Таисия Максимович показывает зоны сенсорики, где дети развивают мелкую моторику, зону расслабления, в которой воспитанники могут отдохнуть после занятий. Есть здесь даже небольшой водопад. На полках — специальные цветовые и математические таблицы, числовые штанги, силовые цилиндры…

— За 17 лет работы материала накопили, действительно, много. Обратите внимание, вся мебель и учебные стенды сделаны из натурального дерева. Такое требование выдвигает методика Монтессори. И мы ей следуем, как и несколько групп в государственных садах Бреста. В чем суть такой педагогики? Наглядно показать, что такое цифры, счет, развить речь, логику и мышление. Ребенок сам может выбирать дидактический материал. Воспитатель, конечно, подталкивает к изучению запланированного, но достаточно мягко, — Таисия Васильевна продолжает экскурсию по «Монтессори» и рассказ о том, чем же отличается ее сад от других.

Хоть он и частный, это не значит, что здесь для детей искусственно создается среда абсолютного комфорта. Таисия Максимович обращает особое внимание: наоборот, дети все делают сами. Пролил во время обеда компот — возьми салфетку и вытри. Накрошил — подмети и высыпь в урну. Хочешь есть — приборы на столе. Воспитатель лишь научит держать их правильно. Заведующая говорит, такая методика с лихвой окупается: дети ведут себя за столом, как маленькие аристократы. Даже ножом и вилкой пользуются лучше, чем взрослые. Не говоря уже о простых бытовых навыках, которые помогают освоиться в реальной жизни. Да и люди со стороны, например видеооператоры на утренниках, отмечают: дети ведут себя иначе. По-другому думают, лучше находят контакт.

Нет ни намека на роскошь и в интерьере садика. На первый взгляд, от обычного государственного его не отличишь. Но если нет разницы, если к каждому ребенку не приставлена персональная няня, какой смысл отдавать его именно в частный садик?           

Таисия Васильевна объясняет, что преимуществ несколько. Во-первых, в «Монтессори», например, только три группы, в каждой по 7 человек. То есть во всем саду лишь 21 ребенок. В таких условиях дети, конечно, получают больше внимания, чем в группах, где может быть и 20, и 30 малышей. Обстановка практически домашняя, с большей свободой. Во-вторых, каждый день детей распланирован воспитателями. И это не общие для всех занятия, а индивидуальный план. Заведующая считает, что таким образом ребенок выводится из-под принуждения. Он может заниматься тем, что ему интересно. И психика маленького ребенка не страдает. В-третьих, дети получают гораздо больше информации. С детства им прививают вкус к классической музыке, рассказывают о великих художниках.

Плюсов у такого детского сада, действительно, много. Вот только отдать сюда ребенка могут далеко не все родители. Месяц воспитания в «Монтессори» стоит от 2,5 миллиона рублей. В зависимости от количества дополнительных услуг: студийных занятий, доставки до сада, полдника, дополнительных часов пребывания в учреждении — цена может увеличиваться до 5 миллионов.

Почему так дорого? Таисия Максимович объясняет: абсолютно все расходы на содер¬жание детского са¬да — от оплаты услуг ЖКХ до покупки новых игровых комплектов — лежат на родительских плечах. Взвалят ли они эту ношу на себя в новом учебном году, пока неизвестно. Но в прошедшем все три группы были полностью укомплектованы. Таисия Васильевна не скрывает надежд: хотелось бы, чтобы и классы ее частной начальной школы были заполнены детьми. Станет ли это реальностью, зависит только от готовности родителей оплачивать учебу.

Совершенно ясно, что в будущем услуги «Монтессори» едва ли подешевеют. Ведь коммуналку, к примеру, детский сад вынужден оплачивать по тарифам для коммерческих организаций. Это при том, что здание считается специализированным для образования и воспитания.

Заведующая «Монтессори» недоумевает: почему частные сады до сих пор не имеют равного с государственными учреждениями статуса? Таисия Максимович считает, что приватные структуры, по большому счету, берут на себя часть государственных обязательств по воспитанию детей. При этом не просто содержат их и учат. Но еще и создают дополнительные рабочие места, и платят налоги в местные бюджеты. А ведь дотации заложены в казне на каждого ребенка, независимо от того, пойдет он в государственный сад или в частный. Почему бы этими деньгами не помочь частникам? Тем более что требования Министерства образования к ним такие же, как и к государственным учреждениям.

В остальном отношения с госорганами складываются позитивно. Управление образования, санэпидемстанция — ни с кем у заведующей нет разногласий. Теперь решается вопрос о плате за аренду земли. В садике надеются, что оплачивать ее не придется.

Таисия Максимович сомневается, что частные детские сады в нашей стране станут массовым явлением. В этом деле все зависит исключительно от благосостояния людей и дотаций государства. Впрочем, и с господдержкой ситуация вряд ли изменится кардинально, ведь не одними тарифами ЖКХ жив «Монтессори». И, вероятнее всего, такое воспитание останется доступным единицам.

Впрочем, платить за частное детское учреждение готовы не только очень богатые люди. В «Монтессори» приводят детей из семей со средним достатком. Таисия Максимович объясняет это тем, что взрослые осознают все преимущества частных детских садов и потому не жалеют на них денег. Как бы дорого он ни обходился, хорошее образование всегда дороже. И пусть нескоро, но в будущем эти затраты обязательно окупятся.

Артем КИРЬЯНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter