В последнее время наши музеи проводят множество самых разных небольших, но очень интересных мероприятий. С удовольствием поделюсь личным опытом, поведаю о том, как мы с женой уже не в первый раз «с чувством и с толком» скоротали вечер в мемориальном музее-мастерской Заира Азгура. Там была организована встреча с музыкантами капеллы «ТриА».
Концерт-лекция — формат необычный, как и место, где он проходил. Круг зрителей-слушателей ограниченный (явно подвела реклама). Представьте себе огромную мастерскую известного скульптора. Вдоль стен и на стеллажах — фигуры и бюсты знаменитых и прославленных: Ленин, Маркс, Фрунзе, Колас, Богданович, Кулешов, Шевченко, Рабиндранат Тагор, Михоэлс, Александровская… Много, очень много. Среди скульптур, под их пристальными взорами расположились музыканты и зрители.
Ситуация и само сочетание живого и мертвого — удивительные и вполне себе постмодернистические. Руководитель капеллы Алесь Лось — художник, музыкант-мультиинструменталист, и две дамы, ему помогающие. А также разнообразные музыкальные инструменты: дуда, лира, скрипка, цимбалы, гудок, гармоник, контрабас, аккордеон, пианино… Алесь Лось виртуозно играет, Алеся и Алена аккомпанируют. Кроме того, музыкант рассказывает о каждом из инструментов, вплетая в историю Беларуси. Кстати, я не знал, что еще после войны на Комаровском рынке в Минске играл и пел лирник. Самый настоящий, такой же, как сто и двести лет назад. Также мне не было известно, что гармошка появилась и стала распространенной на наших землях после Первой мировой войны. Принесли ее солдаты, а называли петроградкой. На самой настоящей петроградке Алесь лихо исполнил несколько мелодий из прошлого. Акустика под сводами мастерской скульптора — потрясающая, слышен каждый звук, каждый вздох.
Вообще, это мероприятие походило на увлекательный спектакль. Вот Алесь закидывает на плечи ремни аккордеона прославленной фирмы Ноhner, рассказывает, что на нем отыграло несколько поколений музыкантов одной семьи, а он звучит все так же превосходно, как и прежде. Вместе с мелодией зрители оказываются в довоенном времени, представляют красивые пары, доски танцплощадок, а возможно, и Париж с его бульварами. Когда в руках музыканта начинает звучать скрипка, такое ощущение, будто из буржуазного прошлого мы перелетаем на разгульную деревенскую или местечковую свадьбу. Зрители притоптывают, хлопают, смеются, а самые отчаянные даже пускаются в пляс.
Звенели цимбалы, пела скрипка, вздыхал контрабас. На все это молча взирали гипсовые и бронзовые вожди мирового пролетариата. Отпускать музыкантов зрители не желали.
Это я рассказал лишь про одно интересное мероприятие, проходившее в нашем городе, а их, поверьте мне, десятки каждый день. Так что не слушайте тех, кто утверждает, что в Минске вечером податься некуда.
stepan@sb.by