Куда пойти учиться?

В вузах началось профессионально–психологическое собеседование

В вузах началось профессионально–психологическое собеседование


Ранний старт нынешней вступительной кампании интриговал. Абитуриенты гадали, насколько дружественной будет беседа со специалистами. Представители комиссий по собеседованию размышляли, какую планку сложности нужно задать, чтобы не переборщить. А журналистов волновал вопрос: подтвердятся ли слова специалистов из Министерства образования о том, что пропуск в профессию получат почти все?


...В Белорусском государственном университете собеседование стартовало в минувшую субботу в 10.00. Уже задолго до начала испытания в районе площади Независимости прогуливались абитуриенты и их родители. Возле главного корпуса Белгосуниверситета, разложив на лавочке увесистые тома с Уголовным и административным кодексом, сидел паренек. Что–то втолковывал ему отец. Ждать оставалось недолго...


К корпусу юридического факультета БГУ выстроилась длиннющая очередь из абитуриентов. Многие нервничали...


— Опять нервируют детей, — вздыхали родители...


Впрочем, большинство абитуриентов, как показалось, в своих силах было уверено.


...В коридоре, где перед кабинетами ждали начала испытания будущие журналисты, шуршали газетами. Листали прессу, повторяли про себя фамилии главных редакторов.


— А еще я штудировала кодекс профессиональной этики журналиста, историю нашей печати и многое другое, — рассказала мне Светлана Исаенок, которая приехала на собеседование из Жодино.


Представители журфака Белгосуниверситета смотрели на толпу и «приценивались»: многие из ребят, возможно, придут летом поступать именно к ним. Первый вывод о потенциальных абитуриентах можно сделать уже сейчас — «акулами пера» мечтают стать в основном девушки. Видимо, и в этом году журналистика не собирается менять юбку на брюки и костюм.


— Судя по количеству зарегистрировавшихся, желающих поступать к нам будет немало, — откровенничал декан факультета журналистики Белгосуниверситета Сергей Дубовик. — Профессия популярна, и это не может не радовать.


Многие ребята принесли с собой внушительного размера папки с газетными вырезками. И это сыграло свою роль. Тех, у кого был солидный творческий багаж, «экзаменовали» совсем чуть–чуть.


Мне удалось посмотреть, как проходит собеседование. Предупреждаю: комиссия обращает внимание даже на мелочи. Скажем, на то, как человек входит в аудиторию. Уверенно или робко, стесняясь. Скромнягам в журналистике добиться успеха будет нелегко...


Вопросы, которые задавали ребятам, были совсем простыми. На какие темы пишете? Легко ли вам собирать информацию? Интересно ли работать? Если язык подвешен, ответить не составит труда. На других специальностях абитуриентам тоже было несложно. У международников спрашивали, что такое ООН, у юристов — умеют ли они находить контакт с людьми.


Из 1.256 зарегистрировавшихся в Белгосуниверситете абитуриентов на испытания не явились 103 человека. Видимо, струсили, а может, в последний момент решили выбрать другую профессию. В итоге, если вычесть прогульщиков, получились очень оптимистичные цифры: рекомендацию вручили 99,6% абитуриентов!


— Не рекомендовано поступать на выбранную специальность лишь пяти молодым людям, — говорит заместитель ответственного секретаря приемной комиссии Белгосуниверситета Вячеслав Молофеев. — Скажем, одна девушка, которая выбрала международные отношения, сказала, что сделала это лишь потому, что желает выучить иностранные языки. Задали ей дополнительные вопросы. Выяснилось, что не имеет ни малейшего представления о международной политике... Но большинство парней и девушек пришло подготовленными. Так что первый блин, считаю, не вышел комом.


В других вузах схожая картина. К примеру, в Белорусском государственном экономическом университете, Могилевском государственном университете имени А.А.Кулешова рекомендации получили абсолютно все абитуриенты. Замечательно, что никакого процента отсева «сверху» не поступило! Но стоило ли при таком, почти 100–процентном результате заваривать кашу с собеседованием, заставлять нервничать тысячи молодых людей, отвлекать от основной работы преподавателей и специалистов?


— Думаю, сам факт появления испытания уже сыграл свою роль, — считает проректор по учебной работе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Юрий Белых. — Ребята, которые были не до конца уверены в своих силах, просто не пришли. Остальные получили бесценный опыт участия во вступительной кампании. Дальше им будет чуточку легче. Молодые люди, пообщавшись с профессиональными судьями, работниками прокуратуры, которые были в составе комиссий, узнали для себя много нового. Скажем, что юрист не всегда работает в офисе, у него могут быть длительные командировки. Некоторые ребята выходили из аудиторий в задумчивости — получили пищу для размышления. Еще есть время, чтобы сделать правильный выбор. В этом, по–моему, главный смысл собеседования.

 

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter