Куда летит «белый аист»?

Белорусские мотоциклы готовятся вернуться на утерянные рынки«Белый аист летит…» Эти слова в Советском Союзе ассоциировались не только со знаменитой песней «Белоруссия» в исполнении легендарных «Песняров», но и с мотоциклами «Минск». Логотип летящего аиста, расположенный на баке этих супермодных тогда машин, во время движения мотоцикла и впрямь буквально парил над землей. Однако сегодня эта грациозная птица почти не «летает» ни в России, ни в других постсоветских странах, да и в самой Беларуси встречается очень редко…

Здорово все начиналось
Что же случилось? Ответ до банального прост – резко упал спрос, а с ним и объемы производства. Если в 1990 году (предпоследний год существования СССР)  было произведено 225 тысяч мотоциклов «Минск», то в 2006-м – всего 10 тысяч.  Комментарии, как говорится, излишни.
А ведь как здорово все начиналось. Первый мотоцикл «Минск» с объемом мотора в 125 куб. см был выпущен еще в 1951 году. С тех пор на просторах СССР трудно было найти уголок, где бы не служили людям верой и правдой эти юркие и выносливые машины. Предметом особой моды они были и для молодежи – от Бреста до Владивостока. Потенциальные женихи на  «Минске» ценились так же, как в девятнадцатом веке –  кавалеры на хорошей, породистой лошади. Казалось, такая ситуация будет всегда. Но к грянувшим рыночным временам предприятие оказалось не готово.

Диагноз – техническая отсталость
В перестроечные времена из-за резкого спада производства многие заводы  простаивали или же работали неполную неделю. Другое дело, что одни предприятия, как, например, минские тракторный и автомобильный заводы, смогли выбраться из экономической бездны, мотовелозавод – нет. Как болезнь человека складывается из многих негативных факторов, так и предприятие слабеет по нескольким причинам.
 «Минск» был мотоциклом своего, советского времени. В тех же деревнях, где дороги желали лучшего, высоко ценились его проходимость и выносливость. Дизайн тоже устраивал тогдашних граждан СССР и многих других зарубежных стран, чего не скажешь о потребителях нынешних. Их уже и близко не удовлетворяет белорусский «трактор на двух колесах». Поэтому даже необъятный рынок России стал стремительно уходить из-под колес минских производителей. Если в 80-е советские годы в Россию ежегодно продавалось далеко  за 100 тысяч минских мотоциклов, то в 2000 году –  всего 1130 штук.
Однако вместо того, чтобы отстоять не только российский, но и европейский рынки, тут ставку сделали на непритязательный вьетнамский. На первых порах такая стратегия приносила пусть и небогатые, но все же плоды. В 2000 году во Вьетнам было поставлено 34040 мотоциклов. Но опять же из-за негибкости маркетинговой политики и этот рынок был практически полностью утерян. Вьетнамские просторы полностью заполонили китайские и японские мотоциклы, а  белорусское предприятие в очередной раз оказалось у разбитого корыта.
1999 год вообще оказался роковым для предприятия. Став открытым акционерным обществом (100 процентов его акций принадлежат физическим лицам), «Мотовело» почти сразу же начало резко идти ко дну. Вот цифры беспристрастной статистики: если в 2000 году, работая еще по инерции предыдущих лет, минчане произвели  37 тысяч мотоциклов «Минск», то  в 2006-м – всего 10 тысяч штук. Чем объяснить второй столь резкий обвал производства?
Если первый с натяжкой еще можно оправдать изменившимися требованиями рынка (люди и в Беларуси, и в России все чаще предпочитали иметь хотя бы подержанное авто, на котором гордо бы красовалось «Мерседес», «Ауди» и т.д.), то второй спад – исключительно на совести новых хозяев предприятия. Что за мотоцикл предлагали они купить потребителям?  Не самая большая мощность, устаревшие технические решения, посредственная надежность, отсутствие привлекательного дизайна. Но самый главный минус – отсутствие выбора: модельный ряд «Минска» можно было пересчитать на пальцах.
И это в то время, когда Honda выпускает более 1300 моделей мотоциклов, Yamaha – более 1100, Suzuki – ближе к 1000,  Kawasaki – свыше 900 моделей.
Почему такой небогатый выбор? Завод, не обновив технологии (износ основных фондов превысил 90 процентов),  стал  технически и технологически отставать. Как следствие, за последние годы линейка марки «Минска» почти перестала меняться и соответствовать запросам современного рынка. 2006 год можно назвать точкой падения. Было произведено всего 10 тысяч мотоциклов, экспортировано –  6559 машин.

Вот –  новый поворот?
Работники предприятия начали сетовать на то, что акционирование, на которое возлагали надежды, не дало никакого эффекта. Доходило до открытых акций  протеста. Кстати, акционирование подобного типа не пошло на пользу и другому белорусскому гиганту машиностроительной отрасли – Минскому подшипниковому заводу, который в это же время также почти полностью сдал экономические позиции.
В ситуацию вынуждено было вмешаться государство. Указом Президента была реструктуризирована задолженность «Мотовело» (так стало называться предприятие) по платежам в республиканский бюджет и бюджет столицы. Но  переломить ситуацию не удалось.
В прошлом году новым собственником «Мотовело» стала австрийская компания АТЕС Holding GmbH,  создавшая на основе завода СЗАО «Мотоциклетная компания «МКМ».

Налево? Направо?
Сегодня в мире насчитывается порядка 150 производителей мотоциклов. Как найти свое место в этом ряду «Минску»? Какой дорогой пойти? Чтобы не получилось, как в той русской народной сказке: налево пойдешь –  коня потеряешь, направо пойдешь… 
Наиболее перспективным видится российский рынок, где еще со времен Советского Союза помнят незаменимый «Минск». К тому же белорусские товары традиционно и заслуженно воспринимаются россиянами как недорогие, но качественные. Третий плюс –  возрождение у россиян интереса к   мотоциклам вообще. Для одних это увлечение, для других –  практичная техника, которой не страшны никакие многокилометровые пробки.
Но возвращение не обещает быть легким. С начала 2000 года в России открыто множество специализированных мотосалонов, многие из  которых являются официальными дилерами крупнейших мировых производителей. Хотя по сравнению с 2000 годом экспорт «Минска» в Россию вырос почти в три раза, все-таки цифра в 3564 мотоцикла сильно отстает от конкурентов, чьи продажи исчисляются десятками тысяч.

Ветер перемен
Каждый мотоциклист знает, что догонять хуже всего.
Что же готовы предложить минчане? По словам директора АТЕС Holding GmbH Александра Муравьева, существенно изменится дизайн мотоцикла, которым займется британская инжиниринговая и дизайнерская компания Renfrew Group.  В свою очередь, мотоциклетная компания «МКМ» расширит модельный ряд выпускаемой продукции. Причем преобразованиям подвергнутся и все уже производимые модели. Готовятся к выпуску новые мотоциклы –  «Нео-классик» и «Стрит-файтер».
В феврале подписано соглашение о сотрудничестве в разработке новых моделей спортивных мотоциклов «Минск» с итальянской компанией Fantic Motor. Будут производиться машины в классах от 50 до 450 куб. см. Планируется, что уже в марте потребители увидят обновленные мотоциклы минской марки.
 Ну а получит ли новую жизнь известный мотоциклетный брэнд «Минск» (о котором, увы, многие уже стали забывать), покажет время.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter