Куда исчезло мясо?

Когда покупатели смогут рассчитывать на возвращение на прилавки привычного ассортимента мясной продукции?

 Недавно проблему с мясом обсудили на правительственном уровне и купить его стало проще. Но витрины - пусты

  Некоторые крупные торговые сети даже стали размещать информацию о наличии в продаже мяса на рекламных билбордах в людных местах. И то, что такая «самопрезентация» востребована, а в транспорте продолжают обсуждать дефицит мяса, подтверждает: полностью решить проблему не удалось. Очередной шаг – новое повышение предельных отпускных цен на свинину, о котором еще пару недель просили мясокомбинаты, – сделан. Корреспонденты «НГ» прошли по магазинам, чтобы выяснить, помогло ли подорожание как-то изменить ситуацию и когда же покупатели смогут рассчитывать на возвращение на прилавки привычного ассортимента мясной продукции.

“Мяса нет — берите фарш...”

Еще при возникновении дефицита мяса на прилавках покупатели заметили: в то время как в отдельно взятых небольших продовольственных магазинах мясные прилавки обескураживали пустотой, купить свинину или говядину в универсамах крупных торговых сетей или в гипермаркетах все равно можно было. Специалисты объясняли: крупные торговцы привыкли покупать мясо у комбинатов большими партиями и быстрее расплачивались за поставки, поэтому даже в условиях роста экспорта мясо к ним продолжало поступать.

Маленьким магазинам в этом плане было сложнее: работать с ними мясокомбинатам стало просто невыгодно. После повышения отпускных цен ситуация немного изменилась, но на “непросвещенный” взгляд простых покупателей приобрела несколько странный вид.

— Неделей раньше во всем мясном отделе были выложены одни сосиски, — поделилась с корреспондентами “НГ” наблюдениями покупательница в одном из столичных магазинов формата “у дома”. — Что же я вижу сейчас? Мяса по-прежнему нет, зато появился говяжий фарш по 40 тысяч за килограмм, свиные рулетики, котлеты и другие полуфабрикаты по таким же высоким ценам.

Почему же магазин отправляет все купленное мясо в кулинарию?

Специалисты отделов некоторых магазинов, к которым мы обратились за комментарием, неохотно объяснили суть происходящего: из-за пустующих мясных отделов торговля каждый день несет прямые убытки. И если магазину удается купить мясо, его тут же отправляют на переработку по одной причине: на полуфабрикатную котлету можно поставить большую наценку и, соответственно, выгоднее продать. Наценки же на “чистое” мясо как социально значимый товар регулируются, поэтому выкладывать его на прилавок — себе дороже.

“Для новичков дефицит — это бесплатная реклама!”

Мясокомбинаты же продавать свинину и говядину всем подряд, даже с учетом увеличенных отпускных цен, все равно не торопятся. В отделе закупок одного из столичных гипермаркетов, где свинина и говядина были на прилавках даже в пик дефицита, постоянное наличие мяса объяснили так: мясокомбинаты всегда практиковали в работе с торговыми сетями отсрочку платежей. Теперь ситуация поменялась, и мясокомбинаты сами стали диктовать условия.

— Те, кто может оплатить сразу, мясо получают, отсрочки сократились до нескольких дней, — разводят руками специалисты. — Если раньше магазины выбирали, с каким мясокомбинатом работать, то теперь все наоборот.

В качестве выхода из ситуации многие магазины начинают покупать мясную продукцию у малоизвестных производителей, брать “на пробу”, чего раньше не практиковали.

— У нас в магазине вместо привычных колбас Борисовского, Слонимского и Минского мясокомбинатов теперь на прилавках появились мясные изделия разных районных предприятий, — поделилась наблюдениями продавец мясного отдела в одном из торговых центров в спальном районе столицы. — Цены на уровне прежних, но сразу чувствуется, что на эту продукцию они завышены и при прочих равных условиях прежде были бы намного ниже. Но люди берут. Возможно, у небольших предприятий сейчас как раз появилась возможность показать свой товар и занять нишу на рынке. Для них нынешний дефицит — это же фактически бесплатная реклама!

“Вопросов по обеспеченности мясом быть не должно...”

Однако проблема в том, что мясокомбинатов, которые продают торговле свинину и говядину в “чистом” виде, у нас немного. Они всем хорошо известны и в рекламе, о которой говорят продавцы, не нуждаются. Поэтому сейчас куда больше заинтересованы в продаже своей продукции на внешний рынок за валюту, чем в “помощи” белорусской торговле. Повышение максимальных отпускных цен на свинину, на которое второй раз за этот месяц пошло Министерство экономики, пытаясь сократить диспаритет цен с сопредельными странами, ситуацию должно поправить, но от убытков мясокомбинаты все равно не избавит, полагают некоторые специалисты.

По разным подсчетам, убытки от реализации свинины и говядины на внутреннем рынке в условиях установленных в августе цен составляли от 8 до 20 процентов. До последних дней экспортная цена, например, на свинину была на 5,5 тысячи рублей за 1 килограмм выше, чем при поставке на внутренний рынок. Разница цен на говядину составляла больше 10 тысяч рублей. Сейчас, после повышения отпускных цен, эта разница уменьшится, но продавать мясо на экспорт по-прежнему будет выгоднее.

В этой ситуации (речь о дальнейшем повышении цен на мясо сейчас не идет) единственным способом повлиять на ситуацию в наших магазинах остается применение различных сдерживающих мер. Они начали предприниматься несколько недель назад, когда областные мясокомбинаты пытались переориентировать на поставки мяса в торговую сеть столицы, и, очевидно, будут продолжаться. Скажем, в ответ на нарекания многих мясокомбинатов, что им стало невыгодно заниматься разделкой мяса, розничной торговле уже предложено вспомнить былые времена, когда в каждом магазине мясные туши к продаже готовили на месте.

А в Минске, где ситуация с обеспечением мясом изначально была сложнее, чем в регионах, будут формировать график поставок мяса в магазины на период до конца года. Такую задачу поставил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько и в который раз напомнил: “У населения никаких вопросов по обеспеченности мясом быть не должно”. Эти слова мэра столицы сейчас, впрочем, актуальны не только для Минска. Поэтому подобного рода меры, надо полагать, в ближайшее время будут разработаны во всех регионах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter