Куда глаза глядят

Пьющие родители, частые скандалы и наказания — весь комплект социального неблагополучия — очевидные объяснения для побегов детей из семьи...

Сережа убегал из дому более 20 раз! Тринадцатилетний путешественник со стажем повидал стены многих приемников–распределителей. Он из неполной многодетной семьи — дома за него переживают мама, две сестры и брат. Всякий раз мальчик обещает, что это — последний. Но потом опять исчезает на три–четыре дня, случается — на неделю. На вопрос: «Зачем ты это делаешь?» — гродненский Гекльберри Финн отвечает: «Просто дома скучно!»


Пьющие родители, частые скандалы и наказания — весь комплект социального неблагополучия — очевидные объяснения для побегов детей из семьи. Но когда буквально на ровном месте? В чем же на самом деле тайные мотивы юных «пилигримов»? Вопросом задаются не только родители и сотрудники милиции, но и психологи, социологи, педагоги.


Первый–второй


Оказывается, тяга к вояжам появляется не только у хулиганистых и проблемных, но и у вполне положительных, тихих детей. Часто ситуация такова. В какой–то момент родители решают развестись. Мама снова выходит замуж, рожает во втором браке ребенка. Теперь все внимание — новому члену семьи. И даже если отчим хорошо относится к пасынку или падчерице, им как воздуха не хватает любви и внимания. Для взрослых старший по определению должен быть самостоятельным, учитывая разницу в возрасте с новорожденным. Они забывают, что он все еще ребенок. Его обделили лаской, добрым словом, подарком, и он вмиг «пакует вещички», остро ощущая себя лишним. А после «поимки» бесхитростно признается: «Меня мама поцеловала только один раз с утра, а его целый день трясет и обнимает».


«В такой ситуации «противоугонный» рецепт один: перестать пестовать одного ребенка в ущерб другому. Нельзя требовать от старшего сверхсерьезности и понимания. В противном случае семью ждет демонстративный побег», — проясняет ситуацию практикующий психолог–консультант Надежда Сизова. Как правило, в таких случаях юные беглецы и беглянки отправляются куда–то, где их обязательно разыщут. На дачу близких родственников или знакомых, чердаки соседних домов и др. И конечно, первая реакция родителей «блудного сына» — радость и облегчение: «Какое счастье, нашелся, руки–ноги целы». Но буквально на глазах эти чувства сменяются гневом и упреками, порой оскорблениями: «Мы из–за тебя глаз не смыкали, бабушке «скорую» вызывали!»


Выходит, внимание, которого так хотелось, ребенок получил, но только негативное. Он начинает чувствовать себя виноватым, подавленным, еще более несчастным. «Потому совет родителям: если ребенок убежал из дому, знайте, что виноваты вы, а не он. Вместо того чтобы упрекать, задавливать обвинениями, просто обнимите. После обстоятельно поговорите по душам. Однако учтите, что ребенку до 13 лет непросто выразить свои эмоции и переживания словами. Главное — пересмотрите свои отношения. Попытайтесь сделать их глубокими и доверительными», — поясняет психолог.


Синдром вундеркинда и авантюриста


Обязательный английский, музыкальная школа, хореография и спортивная секция. Чаще родители не выбирают, а опрокидывают на детей множество обязательств сразу — «пусть растет всесторонне развитым». Но дети с синдромом отличника истощены эмоционально и интеллектуально. Они задыхаются от возложенных на них родительских ожиданий. Это, по мнению экспертов, одна из основных причин побегов. Ведь амбиции матери и отца подрывают не только здоровье, но и психическое состояние детей. Большие нагрузки и жесткий контроль становятся пусковым механизмом, поводом решить все одним махом. В такой ситуации дети чувствуют себя загнанными в угол, потому что «умри, а все равно надо быть лучше всех». Как вырваться из–под прессинга неподъемных обязательств? Скорее бежать!


Эмоциональные дети, склонные к фантазированию и прожектерству, бросаются в бега по причине острого сенсорного голода — нехватки новых впечатлений и ярких эмоций. Один день, как близнец, похож для них на другой. Все монотонно и скучно. Тогда ребенок отправляется не просто побродить по дальним районам города, а рассчитывает увидеть и другие страны. Всерьез! Чаще вдохновленный приключенческой литературой, каким–то кинофильмом или компьютерной игрой. В таком случае он нередко договаривается отправиться в странствие вместе с другом. Авантюристы и фантазеры собирают в дорогу снаряжение и провиант. В общем, готовятся основательно. Тут чувства меры и ответственности стираются настолько, что дети забывают, где кончается игра, а где — реальность. Перед побегом они начинают прогуливать школьные занятия. Ведь это уже не главное, впереди — новая жизнь!


Третий вариант — семьи родителей–трудоголиков. Кажется, они пашут сутками ради блага собственных детей. Но при этом больше лишают их, чем дают. Папы с мамами в глубоком недоумении: что еще желать, все есть — красивая одежда, вкусная еда, отдых на модных курортах и др. Почему же ребенок бежит из дому так, что пятки сверкают? С жиру бесится? Но для ребенка важно не только иметь стильную «упаковку», но и чувствовать себя любимым и нужным. А на это у занятых выше потолка родителей нет ни времени, ни сил. Некогда быть чуткими и понимающими. Накормлен, лучше всех одет, что еще надо? Вот и приходится педагогам и психологам напоминать взрослым людям: будьте для своих детей не только поставщиками материальных благ и менторами, но и друзьями, добрыми советчиками.


Момент истины


Они бегут потому, что боятся наказаний за какой–то проступок или плохие оценки. Из–за того, что ненавидят своего учителя, из–за конфликтов со сверстниками. Найдется еще целая «стопка» причин. Опасность в том, что каждый раз, сталкиваясь с проблемой, ребенок не находит иного выхода, как пуститься в бега. Происходит выработка стереотипа, закрепление шаблона «избегающего» поведения. Но ведь это ничего не решает!


Поэтому совет универсален: родители, не упустите момент! Даже при самой большой занятости найдите возможность поговорить. Не формально: «Как дела в школе?» — «Все в порядке!», разговор должен быть по душам. Также не забывайте, что для детей важно не просто знать — кожей чувствовать: что бы ни случилось, родители всегда поддержат, защитят, научат. Не только когда он паинька, но и когда «выбился из рамок». Если сын или дочь не идут на контакт, значит, в отношениях уже есть брешь. Ищите способы ее восстановить.


Даже единичный случай побега — повод всерьез задуматься. Значит, есть немалая опасность, что ребенок втянется в асоциальную среду. Ведь часто побегу сопутствуют кражи и другие правонарушения. Это первый шаг в темную криминальную жизнь. Потому, пока не поздно, дайте себе и ему шанс все изменить.


Кстати


Причиной непреодолимой тяги к побегам из дому может быть дромомания (от греч. dromos — дорога, mania — страсть). «Это импульсное, не контролируемое волей стремление к бесцельному бродяжничеству, тяга к перемене мест», — пояснила врач–психотерапевт Оксана Пальчик. Причем довольно редко это патология в чистом виде. Значительно чаще такое поведение, неодолимая потребность скитаться дни и недели, — одно из проявлений какого–то серьезного психического расстройства.


Перед тем как сорваться с места, дромоман испытывает напряжение и тревогу. Пытается подавить эмоции усилием воли, но не справляется. Чувство комфорта возвращается только в пути. При этом обычное направление — куда глаза глядят. Цель тоже не важна. Главное — дорога, движение.


Цифры «СБ»


В 2010 году был объявлен в розыск 2.671 несовершеннолетний ребенок. Из них 1.193 были найдены или сами вернулись домой в течение трех суток, еще 140 — в течение 10 дней. По 78 делам, когда беглецов не могли разыскать более полутора недель, было возбуждено уголовное дело. С начала 2011 года родители подали уже 190 заявлений о пропаже детей, 162 юных «пилигрима» почти сразу вернули в семьи.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter