Кубинский социализм на пути рыночных реформ

Кубинское правительство объявило об открытии 2000 отраслей экономики для малых частных предприятий и самозанятых. Ранее частный сектор мог работать только в 127 сферах деятельности. Таким образом, рыночные реформы на Острове свободы ускоряются.

Рыночные реформы на Кубе идут давно. Особенно активизировались они после передачи власти от Фиделя Кастро его младшему брату Раулю. Этот процесс продолжается и набирает обороты и после того, как братья Кастро окончательно отошли от дел. 
Куба остается одним из последних «островков социализма» на планете, во всяком случае, в политическом смысле. Здесь сохраняется жесткая однопартийная система под руководством коммунистической партии. Похожие системы продолжают функционировать в Китае, Вьетнаме, КНДР.
Однако можно ли считать эти страны социалистическими и тем более коммунистическими? После крушения СССР и социалистического лагеря в Восточной Европе коммунизм как некий целостный проект глобального развития прекратил свое существование. С 90-х годов прошлого века торжество капитализма кажется окончательным и бесповоротным, а сохранение коммунистических режимов в ряде стран мира воспринимается как анахронизм, который со временем будет изжит.

Более того, распространено убеждение, что коммунистическими эти режимы являются только по форме, а по содержанию все это разновидности капитализма, пусть и с сильным элементом государственного регулирования экономики, а также при сохранении однопартийной системы.


Что ж, в отношении Китая или Вьетнама эти рассуждения во многом действительно верны. Эти страны провели широкомасштабные рыночные реформы. Более того, Китай сегодня выходит в лидеры мировой экономики. Как называть этот строй — госкапитализмом, рыночным социализмом или социализмом с азиатской спецификой, в общем-то, дело вкуса. Однако обе эти страны демонстрируют, что в современном мире можно быть успешными, формируя самобытную модель развития, которая может существенно отличаться от эталонных образцов западной либеральной демократии. Также есть основания думать, что если бы Китай пошел по советскому пути, то есть полностью отринул коммунистическое наследие и с головой бросился в омут шоковых рыночных реформ, то и результат был бы столь же плачевным, как и в бывшем СССР.

По всей видимости, Куба попытается пойти примерно тем же путем. Расположенная под самым носом у США и не имея собственной ресурсной базы, после падения СССР и мирового социализма Куба оказалась в очень сложной ситуации, лишившись международной поддержки.

Казалось, дни кубинского социализма сочтены, и замена социалистического правления марионеточным проамериканским режимом — вопрос времени. Однако кубинский социализм оказался неожиданно живуч.

Конечно, Кубу сложно назвать процветающей страной, однако на фоне своих «рыночных» соседей по Карибскому бассейну и Латинской Америке она смотрится далеко не самым худшим образом. Более того, кубинский пример вдохновляет новые попытки построения латиноамериканского социализма — в Венесуэле, Боливии и других странах.

Поэтому вряд ли стоит говорить о том, что рыночные реформы на Кубе являются концом кубинского социализма. Категорическое неприятие рынка и рыночных отношений в свое время погубило догматичный советский социализм. Напротив, гибкое сочетание рыночных методов и государственного регулирования вполне может открыть путь к успеху. Впрочем, нельзя исключать, что экономической либерализацией на Кубе попытаются воспользоваться те же США, чтобы устранить строптивый социалистический режим в Гаване и взять стратегически значимый остров под свой геополитический контроль.

vs.shimoff@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter