Кто заплатит за холодные батареи?

Качество коммунальных услуг выходит на первый план
Качество коммунальных услуг выходит на первый план

Специалисты знают: дома, даже построенные по типовому проекту, расходуют разное количество тепла. Влияют положение по отношению к розе ветров и солнцу, удаленность от теплоэлектроцентрали и, конечно, техническое состояние здания. Если же речь идет о конкретной квартире, то тут появляется еще множество факторов, полностью учесть которые при выписке индивидуального счета за отопление зачастую невозможно. Так возникает почва для разногласий между жильцами и ЖЭСом: почему, мол, с меня так много берут за отопление, тем более что оно недостаточно эффективно? Подобные коллизии относятся в первую очередь к зданиям, построенным более 15 — 20 лет назад. Требования к качеству материалов и сбережению тепла тогда были пониже, да и время берет свое.

Именно в одном из таких домов живет в Житковичах семья Ларисы Пеняк. Вот несколько выдержек из дневника, который ведет Лариса Марковна: «9 февраля: батареи не грели с 8 утра до 10 вечера. 12–го: с 8 утра до часу ночи отсутствовали тепло и горячая вода». Если вспомнить суровость прошедшей зимы, то станет ясно: в комнатах было нежарко. Схожая ситуация, похоже, наблюдалась и во многих других квартирах и домах, ведь письмо в редакцию, пришедшее вскоре после звонка на «горячий телефон», подписали несколько десятков соседей семьи Пеняк. Можно, конечно, принять во внимание, что прежде тут был военный городок, который перешел к местным коммунальным службам не в лучшем состоянии. Но людям–то от этого не легче.

Формат отчета о деятельности «горячей линии» не предполагает детального рассмотрения каждого такого случая. Надеемся, это сделают местные органы власти, куда мы, в соответствии с законодательством, как правило, направляем на реагирование критические письма. Очевидно, и в Житковичах ситуация не безнадежна, во всяком случае, сделав контрольный звонок, я услышал от Ларисы Марковны, что в комнатах стало теплее. Но многие наши читатели, намерзшиеся в холодной квартире, не намерены прощать прошлые страдания и интересуются, как взыскать материальную компенсацию за плохое отопление. Ведь плата за него берется немаленькая.

Вот что посоветовала главный специалист управления экономики Министерства жилищно–коммунального хозяйства Елена Дудинская: «Надо обратиться в постоянно действующую комиссию из представителей ЖЭСа, теплоснабжающей организации и местных органов власти. Чтобы зафиксировать в акте, какая в квартире температура, по какой причине она понижена. Затем можно ставить вопрос, за счет кого компенсировать переплату. Конкретную сумму определят специалисты–теплотехники».

Однако некоторые наши читатели жалуются, что ЖЭСы всякими путями уходят от составления документов, изобличающих их плохую работу. И даже если соответствующие акты есть, излишне взятые за отопление деньги людям не возвращают. Владимир Новик из Клецка, например, сообщил на «горячий телефон», что в его квартире холодно уже несколько лет. От представителей коммунальных служб, мол, слышит только обещания. Редакция, конечно, не может выносить в таких случаях вердикт, кто прав. Как не может и заставить коммунальную или теплоснабжающую организацию компенсировать ущерб за плохое отопление. Такие решения — прерогатива названных уже инстанций. Не нашли понимания и там — истину поможет восстановить суд.

Правда, уточнила заместитель председателя Белорусского общества потребителей Тамара Бельская, чтобы обратиться туда, нужно все–таки иметь акт о том, что температура в квартире ниже нормы. Так что проявите настойчивость, чтобы его оформить. Возможно, потребуется специальная экспертиза проектно–строительной организации. И лишь тогда можно ставить перед судом вопрос о компенсации ущерба и морального вреда. Тут деятельным помощником может стать общество потребителей. Тамара Валерьяновна говорит, что прецеденты были, некоторым коммунальным предприятиям пришлось возместить гражданам потери из–за плохого отопления жилья. Госпошлина при обращении в суд в связи с низким качеством услуг не взимается.

Воспользоваться этим советом или нет — пусть каждый решает сам. Неплохо бы, однако, чтобы работники критикуемых гражданами коммунальных и теплоснабжающих организаций усвоили: неправильные их действия или бездействие могут иметь вполне ощутимый материальный эквивалент. В виде судебного иска.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter