Кто должен финансировать классическую музыку - государство или частный бизнес?

Кто заказывает музыку?

Классическая музыка во все времена была элитарным, статусным искусством. Им гордились, вывозили за рубеж, денег на него не жалели. Опера, балет, симфонические оркестры всегда были у государства на особом счету. И спрос с них всегда был особый. Часто музыка выступала и как форма дипломатии. Но не стало ли сегодня классическое музыкальное искусство жертвой психологии иждивенчества? Кто должен сегодня давать деньги на его развитие — государство или частный бизнес? Равнозначна ли эстетическая отдача и результативность музыкальных фестивалей, концертных программ и премьер по сравнению с потраченными на них средствами? В Год культуры эти вопросы звучат более чем актуально.


Фото БелТА

Хочешь играть — умей вертеться


Александр Куллинкович, музыкант, фронтмен группы “Нейро Дюбель”:

Если посмотреть на примеры других стран, мне кажется, оперные и балетные коллективы, симфонические оркестры как-то активнее ищут деньги на стороне, не глядят жадно в кошелек государства. У них есть свои постоянные спонсоры. Бизнесмены считают делом чести поддержку классического искусства. У нас это все только зарождается. Все-таки еще свежа память о тотальной поддержке классики со стороны государства, которое платило и соответственно заказывало музыку во всех смыслах.

Европейские музыканты не сидят на шее у государства. На частные деньги они проводят гастроли, концерты, творческие акции. Когда ситуация изменится у нас, честно говоря, я не знаю. Ведь это действительно очень удобно — ждать, что за тебя заплатят, выдадут и суточные, и командировочные, и новый инструмент. Вот работает человек в филармонии тридцать лет и ни о чем не думает. Никакие деньги ему искать не надо и за аренду помещения ему платить тоже не надо.

И еще тридцать лет он будет там работать. Условно говоря, до глубокой старости — по инерции. Мне кажется, сами оркестры и театры не налаживают контакты с коллегами из Европы. Пошлют их куда-нибудь на Дни культуры за рубеж — и то хорошо. Но разве можно считать, что это полноценные современные гастроли?

Мне трудно представить наш коллектив, группу “Нейро Дюбель”, под крышей какой-нибудь концертной организации — филармонии, например, или продюсерского центра. Мы ценим свободу. И у нас вообще каждый музыкант где-то работает, помимо участия в коллективе, потому что на те деньги, которые мы получаем за музыку, прожить невозможно. Наш барабанщик Андрей Степанюк, например, работает таксистом, отработает и потом приходит на репетицию или на концерт. А таксист, вообще-то, очень небезопасная профессия.

Я думаю, проблема в том, что у руководителей музыкальных коллективов, а это в основном люди среднего или старшего поколения, осталась советская психология: мы несем в массы высокое искусство, любите нас, платите нам! Но нужно доказывать свою творческую состоятельность так же, как и нам, рок-музыкантам, каждый день. Показывая интересные концертные программы, чтобы зритель покупал на них билет.

На Западе классические музыканты не ходят с протянутой рукой. Они выпускают диски, концертные записи, ездят по всему миру и билеты на них стоят дорого, так же как на какую-нибудь Леди Гагу. И никто не считает, что это ненормально. Может быть, нашим музыкантам удобно жить в своем таком замкнутом мире? Жаловаться на жизнь, постоянно быть чем-то недовольными, кичиться тем, что они занимаются высоким искусством? Понятно же, что денег на все коллективы и оркестры сегодня не хватит. Может быть, Беларуси и не нужны классические коллективы в таком количестве? Когда мне говорят, что билеты на ту или иную классическую программу не продаются, мне это непонятно. Концерты “Нейро Дюбель” всегда проходят с аншлагом. Часто мы не можем вместить всех желающих в клуб.

Хотя я деньги доставать не умею. Постоянных спонсоров у группы нет. Но есть любовь публики и репутация. А это по сегодняшним временам лучший капитал.

Классика — признак сильного государства


Вячеслав Волич, дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси и Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко:

Классическое искусство — это воспитание души. Это материя немного иного порядка, нежели спорт или физическая культура. Воспитание души — дело очень тонкое. Всегда во все времена правители империй и государств посвящали ему много внимания, времени и денег. Мне совершенно невозможно представить, чтобы такую махину, как наш Большой театр, мог сегодня финансировать и содержать один, пусть даже очень богатый человек, одна очень богатая компания. Даже ежедневное обслуживание этого здания, чтобы оно функционировало, чтобы горел свет, текла вода из крана, — это очень большие деньги. Поэтому во все времена государственная казна Беларуси выделяла определенную часть своих накоплений на содержание театров, филармоний, оркестров, музыкальных коллективов.  

В Несвиже я видел макеты приспособлений, которые использовались в XVII—XVIII веках для создания театральных эффектов. Да, аристократы такого размаха и состояния, как Радзивиллы, могли позволить себе содержание оркестра, театра. И то по тем временам это были огромные деньги. Но я уверен, что даже Радзивиллам такой театр, как Большой, был бы не по карману сегодня. Они его не построили бы. Все-таки театр в Несвиже — это театр домашний.

Конечно, мы все переживаем времена экономических подъемов и спадов. Наша культурная жизнь то замирает, то расцветает. И очень хочется верить, что даже в сложной экономической ситуации государство не оставит флагманов нашей культуры: Большой театр, филармонии, оркестры, музыкальные коллективы.

Если мы обратим взгляд на наших соседей — близких и далеких, то увидим, что практически каждый город с населением более 100—150 тысяч человек старается иметь свой оркестр и при возможности свой музыкальный театр. В Литве это — Вильнюс, Каунас, Клайпеда.

В Польше я даже не буду называть города, потому что это десятки оркестров. В Украине — Львов, Киев, Харьков, Одесса, Донецк, Днепропетровск...

Есть тревожные вещи, которые наблюдаются в нашей филармонической жизни. Например, отмены концертов. Есть афиша, есть программа, над которой оркестр работает какое-то время, затрачивая усилия. Но программа вдруг объявляется нерентабельной, потому что продалось менее 100 билетов, и концерт отменяется. Сам недавно с этим столкнулся.

Когда мы жили в застойное советское время, система поддержки классической музыки была продумана от самых первых занятий музыкой до государственного функционирования филармоний и театров. И я, честно говоря, не помню, чтобы тогда концерты отменялись. Конечно, когда зал переполнен, когда аншлаг — это дает дополнительные творческие силы. Но абсолютно уверен и знаю, что меня поддержат все творческие люди: мы работаем с такой же отдачей, даже если в зале сидит 10 человек. Даже если пришел один зритель, это говорит о том, что твой труд кому-то интересен и нужен.

Как музыканты, певцы, актеры могут заниматься своей раскруткой? Они должны ходить по городу и предлагать билеты на свои концерты? Или это задача специально обученных людей?

Вкладывает ли сегодня частный бизнес достаточно денег в классическую музыку — вопрос очень сложный. Нельзя сказать бизнесу: вы обязаны, вы нам должны! В искусстве все должно происходить по велению сердца.

В последние годы, работая в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, мне посчастливилось трижды побывать на гастролях в Китайской Народной Республике. И каждый приезд по-хорошему поражал: открываются новые театры, новые концертные залы, становится больше оркестров. Наша принимающая сторона рассказала, что за последние 10—15 лет в Китае построено более 20 новых мультикультурных центров. Гастроли нашего театра, например, проходили в новом театре в городе Тяньцзинь. Это древний город, древняя столица Китая, которая располагается на морском побережье в 150—160 километрах от Пекина. По китайским меркам город небольшой — всего-то 10 миллионов жителей. Фантастический театр там построен голландскими архитекторами! Огромный театр на 2500 мест, здесь же филармонический зал на 1000 мест. И все это — государственное учреждение и все профинансировано государством. Так что и в этом нам тоже надо ориентироваться на китайскую модель. Такая невероятная поддержка музыкальной культуры! И через 20—30 лет она приведет к совершенно другому уровню национальной классической музыки. Это поколение, в которое они сейчас вкладывают колоссальные деньги и воспитывают, даст свои плоды. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter