Кто загрязняет — тот и платит

Для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в Беларуси установлены соответствующие таксы С 1 июля вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 года № 348 “О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде”. Он был разработан в соответствии со статьей 1011 Закона Республики Беларусь “Об охране окружающей среды” (в редакции закона от 21 декабря 2007 года), которой предусмотрено, что размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами, установленными главой государства. Прокомментировать этот указ мы попросили заместителя начальника отдела правовой и кадровой работы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Марину ЯНУШ.

Данный законодательный акт направлен на возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения юридическим лицом или гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, требований в области охраны окружающей среды, иного нарушения законодательства Республики Беларусь, и обеспечивает реализацию принципа “загрязнитель платит”.
В соответствии с указом Президента при правомерном осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, вред, причиненный окружающей среде, не подлежит возмещению, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, уплачивают налог за использование природных ресурсов (экологический налог) — согласно налоговому законодательству Республики Беларусь.
Вред, причиненный окружающей среде, определен как имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния. В соответствии с указом Президента размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, выражен в таксах, представляющих собой условную единицу денежной оценки такого вреда, выраженную в базовых величинах.

Правовое регулирование

Изменение вида нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года № 520 “О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”, регулирующего вопросы бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. Кроме того, данный указ главы государства взаимоувязан с Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580 “О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими”, которым утверждены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания.
Основанием для применения Указа Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 года
№ 348 “О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде” являются наиболее часто встречающиеся случаи причинения вреда окружающей среде. Величина такс для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, учитывает степень тяжести экологического правонарушения, исходя из минимального ее размера (в случае причинения незначительного вреда окружающей среде) до максимального (в случае наступления серьезных последствий для окружающей среды).
Такой подход к оценке размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, применяется в законодательстве с 1960-х годов и до настоящего времени как в Республике Беларусь, так и Российской Федерации. В качестве примеров можно привести постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства”, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 марта 2007 года № 71 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства”.
В отличие от Директивы Европейского союза 2004/35/СЕ от 21 апреля 2004 года “Об экологической ответственности в отношении предупреждения и возмещения экологического вреда”, согласно которой причинитель вреда обязан понести только затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, по таксам позволит не только восстановить нарушенное состояние окружающей среды, но и компенсировать затраты государства на проведение дальнейшего мониторинга окружающей среды в зоне причинения экологического вреда и ликвидировать отдаленные последствия, когда затруднительно доказать причинно-следственную связь между нарушением и указанными последствиями.

Воздушные таксы

Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установлены с учетом размера ставок экологического налога. При этом ставки экологического налога являются производными от стоимости предполагаемого экономического ущерба в результате вредного воздействия на окружающую среду.
Величина такс для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух, зависит от:
— класса опасности загрязняющего вещества, поступившего или возникшего при таком выбросе;
— вида топлива, при сжигании которого загрязняющие вещества поступили в атмосферный воздух;
— категории опасности деятельности природопользователя, определенной в соответствии с постановлением Минприроды от 28 декабря 2006 года № 80
“Об утверждении Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух”.
При причинении вреда окружающей среде выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, кроме поступившего от стационарного источника, применяются повышающие коэффициенты, дифференцированные в зависимости от численности жителей населенного пункта. Размеры коэффициентов научно обоснованы.
Приведем сравнительный расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух. К примеру, предприятие ОАО “АБВГД” имеет 75 источников выбросов и относится к IV категории опасности. По результатам испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, произведенных 23.05.2007 года на источниках № 1 (печь выжига), № 22 (котельная, работающая на мазуте), № 13 (сушильная камера), зафиксировано превышение установленных нормативов выбросов оксида углерода, диоксида серы,  диоксида азота. Предприятие находится в городе с количеством жителей, превышающим 90 тысяч (Кэ=2).
Расчет показал, что в общей сложности в атмосферный воздух за один месяц было выброшено сверх установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ: оксида углерода — 1,489 тонны, диоксида серы — 1,458 тонны, диоксида азота — 0,13 тонны. Согласно постановлению Минприроды от 31 декабря 2004 года № 50 сумма возмещения вреда, причиненного окружающей среде, составляет 26 707,1 тысячи рублей, а по вступившему в силу указу Президента — 16 944 тысячи рублей. Изменение суммы возмещения вреда обусловлено исключением коэффициента экологической значимости территории и учета размера такс в зависимости от класса опасности загрязняющего вещества и категории опасности деятельности природопользователя.

Земельные таксы

Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного деградацией земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, водного фонда и запаса, дифференцированы с учетом стоимости земель различного вида. Стоимость указанных земель определена на основании  постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2007 года № 384 “О кадастровой стоимости земель лесного фонда” и от 26 марта 2008 года “О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 667”.
В зависимости от удаленности земель от населенных пунктов к таксам применяются повышающие коэффициенты. В случае если земли носят природоохранное, оздоровительное, рекреационное или историко-культурное назначение, а также если лесные земли заняты защитными участками лесов первой и второй группы, таксы увеличиваются в 2 раза с учетом особой значимости этих территорий.
При причинении вреда землям городов и городских поселков, землям, относящимся к сфере промышленности, транспорта, связи и обороны и находящимся за пределами населенных пунктов, установлено, что размер таксы равен кадастровой стоимости земельных участков по материалам кадастровой оценки. При этом указанный размер не может быть ниже такс, установленных в указе Президента. При причинении вреда сельскохозяйственным землям применяется коэффициент, который зависит от плодородия этих земель.
При загрязнении земель химическими веществами к таксам применяются повышающие коэффициенты, которые зависят от глубины загрязнения земель.
К таксам за вред, причиненный деградацией земель, применяются поправочные коэффициенты, которые зависят от степени их деградации. В случае если деградация земель вызвана размещением отходов вне санкционированных мест или без разрешения на их хранение и захоронение, по аналогии со сверхлимитным размещением отходов производства применяется повышающий коэффициент 15.
Например, в 2007 году в результате аварии на магистральном нефтепродуктопроводе “Унеча — Вентспилс” ЧПУП “Запад-Транснефтепродукт” и разлива нефтепродуктов произошло загрязнение 1 гектара земель под болотами в Витебской области вблизи (до 10 километров) населенного пункта с населением менее 50 тысяч человек. По результатам исследований, содержание нефтепродуктов в почве составило 1340,4 мг/кг (превышение ПДК в 26,8 раза, степень деградации земель высокая), они проникли на глубину до 100 сантиметров. В данном случае вред, причиненный загрязнением земель нефтепродуктами, составил при расчете по действовавшей методике 77,49 миллиона рублей, а при расчете по таксам, утвержденным указом Президента, получается 94,5 миллиона рублей — больше в 1,22 раза.

Водные таксы

Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного водам залповым и установившимся сбросом загрязняющих веществ, зависят от массы загрязняющего вещества, его опасности и вида его сброса (установившийся и залповый).
При залповом сбросе происходит более интенсивное загрязнение вод, чем при установившемся сбросе. При залповом концентрация загрязняющего вещества в составе сточных вод в 100 и более раз превышает допустимую концентрацию, а при установившемся сбросе допустимые концентрации, как правило, не превышаются более чем в 10 раз.
Размер такс для определения размера вреда, причиненного водам, определен на основании удельных приведенных затрат для предельно допустимых концентраций, уже установленных дей-ствующим законодательством.
В случаях, когда сброс осуществлен в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, централизованного или нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, а также водоснабжения пищевых предприятий, к таксам применяется коэффициент 1,38.
Если загрязняющие вещества имеют установленные нормативы предельно допустимой концентрации, которые составляют менее 1 мг/дм3, к таксам применяются коэффициенты относительной опасности вещества.
При залповом или установившемся сбросе загрязняющего вещества в подземные воды к таксам применяется коэффициент 3 в целях обеспечения проведения мероприятий по мониторингу подземных вод, предотвращению распространения загрязнения и переноса водозабора.
Например, в счет возмещения вреда окружающей среде, причиненного в результате аварии возле деревни Быцево Бешенковичского района Витебской области на магистральном нефтепродуктопроводе “Унеча — Венспилс” загрязнением нефтепродуктами мелиоративного канала, рек Улла и Западная Двина в период с 26 марта по 11 апреля 2007 года, ЧПУП “Запад-Транснефтепродукт” уплачено 13 284,801 миллиона рублей, а по вступившему в силу указу Президента эта сумма составляет 13 339,532 миллиона рублей.

Лесные таксы

Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и иным объектам растительного мира, определены в зависимости от вида нарушений, которые, соответственно, зависят от возраста, диаметра пня срубленного дерева, количества срубленных (поврежденных) кустов или их ветвей, диаметра основ (гнезд) поврежденных муравейников, пород уничтоженных (поврежденных) сеянцев и саженцев, значения дикорастущих растений. В зависимости от породы деревьев, отнесения объектов растительного мира к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь или охраняемым в соответствии с международными договорами, расположения этих объектов на особо охраняемых природных территориях и в других случаях применяются соответствующие повышающие коэффициенты.
В соответствии со статьей 84 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года “Об охране окружающей среды” в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года средства, поступившие в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, поступают в республиканский фонд охраны природы.
В целях предупреждения и обеспечения возмещения вреда, причиненного окружающей среде, 24 июня 2008 года Президент Беларуси подписал еще один указ  —  № 349 “О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности”.

Полные тексты Указов Президента Республики Беларусь № 348 и 349 и приложений к ним вы можете найти на интернет-сайтах “Народной газеты” (www.ng.by, приложение “ЭкоСреда”, нормативно-правовые акты) и Минприроды (www.minpriroda.by, раздел “Законодательство”).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter